В госструктурах готов работать каждый второй петербургский топ-менеджер

Работа в органах власти и госкомпаниях становится все более популярной. Топ-менеджеров на такие должности привлекает масштабность задач и возможность защищать интересы собственного бизнеса. В числе недостатков – низкий уровень легальной компенсации и бюрократическая система
Д.Абрамов/ Ведомости

В госструктурах отсутствует уровень компенсации, которую можно получить легальным путем, поэтому на такую работу я не пойду ни при каких обстоятельствах», – утверждает топ-менеджер, участвовавший в опросе компании Boyden для «Ведомостей» (в начале декабря опрошено 11 московских и 13 петербургских топ-менеджеров преимущественно из иностранных компаний). «Зарплаты в госсекторе маленькие, а взятки я не беру», – признается другой участник опроса. Предлагают в основном «расстрельные должности», сетует он. Почти треть опрошенных отмечает, что им чаще стали поступать предложения о переходе на госслужбу и в госкомпании.

С января по ноябрь 2012 г. число вакансий в госорганах в Петербурге выросло на 17%, как и число резюме, на одну вакансию приходится 24,4 резюме при среднем показателе четыре, подсчитали в SuperJob.ru. Кандидаты видят в таких работодателях гаранта стабильности и социальной защищенности, считает Валерия Чернецова – руководитель отдела аналитики портала SuperJob.ru. Среди государственных учреждений и компаний, активно набирающих персонал с помощью коммерческих сервисов, больше всего крупных промышленных корпораций с частично государственным капиталом, НИИ, производственных компаний, говорит Юлия Сахарова, директор «HeadHunter Санкт-Петербург». В меньшей степени представлены медицинские и образовательные учреждения, а вот административные структуры, как правило, ищут сотрудников по связям, отмечает она.

«Газпром нефть» перевела штаб-квартиру в Петербург и подбирает сотрудников по специальностям «юриспруденция», «финансы», «управление персоналом», «общее администрирование» и «сервисные функции», говорит ее представитель. Наиболее перспективные кандидаты, как правило, имеют опыт работы в крупных компаниях – лидерах местного рынка. Кандидатов, готовых к переезду в мегаполисы, становится все больше, цитирует пресс-служба Владимира Вавилова, начальника управления по работе с персоналом северо-западного регионального центра ВТБ. По его словам, эта категория может сформировать до 30% пула кандидатов. Помимо кандидатов из корпоративных банков есть опыт успешного трудоустройства в банк специалистов из лизинговых компаний, финансовых служб организаций, на стартовые позиции приходят соискатели, прошедшие практику в подразделении банка, добавляет Вавилов.

«Мы создаем кадровый резерв внутри банка для оперативного закрытия открывающихся вакансий, в этом году появился специальный карьерный портал, где собраны вакансии банка со всей страны», – передала через пресс-службу директор управления по работе с персоналом Северо-Западного банка Сбербанка Анна Иншакова. Кадрового дефицита у банка нет, говорит она.

Количество претендентов на вакансии государственных учреждений и госкомпаний за год выросло почти в 5 раз, отмечает Сахарова. По данным ВЦИОМа, опросившего в сентябре 1600 человек в 138 населенных пунктах, 45% респондентов в Москве и Петербурге хотели бы работать в «Газпроме», 26% – в Сбербанке, 19% – в «Роснефти».

В госструктурах хотел бы работать 51% кандидатов, свидетельствуют данные опроса HeadHunter (в октябре 2011 г. опрошено 1382 человека). 64% привлекает стабильность, 49% рассчитывают завести на службе полезные знакомства, 26% надеются, что госслужба даст им дополнительные источники дохода. А 32% опрошенных чувствуют, что на госслужбе можно помогать людям. Рост доверия к госслужбе и госкомпаниям отчасти связан с кризисом и пошатнувшейся стабильностью коммерческого сектора, волной сокращений, которые в первую очередь коснулись линейного и административного персонала, рабочих, считает Сахарова. Теперь работники этой категории ищут защиту от экономических потрясений в госслужбе, полагает она.

Предложения о работе в госорганах рассмотрела бы только половина топ-менеджеров, опрошенных Boyden, а подумать о переходе в госкомпанию готовы 22 из 24 респондентов. Причины отказа – негативный имидж госструктур и непрозрачная деловая среда, различия в ценностях. Опыт работы в госкомпании показал, что система «косная и негибкая», есть сложности с делегированием и принятием решений, говорит один из респондентов, добавляя, что все-таки готов рассматривать подобные предложения.

Другой топ-менеджер знает случаи, когда люди из западного бизнеса не прижились в госорганах – там оценивают не по конечному результату работы, а на основании «каких-то других факторов». В госкорпорациях у людей нет представления общей картинки, на высокие позиции нужно брать людей с видением, оценивает другой участник опроса. По словам его коллеги, в госструктурах сложная иерархия подчинения, бюрократическая структура, у подразделений много пересечений по функциям и неконструктивное взаимодействие, нет четко сформулированных целей. Это процесс ради процесса, к тому же доходы не соответствуют рыночным, резюмирует он.

Наличие связей считает главным фактором успешной карьеры на госслужбе 81% опрошенных HeadHunter. При этом 51% тех, кто уже работал на госслужбе, не пошли бы на нее, если бы могли снова начать карьеру. Причиной ухода с госслужбы они назвали низкий доход (46%) и отсутствие перспектив (42%). Любопытно, что те, кто судит о работе в государственных учреждениях со стороны, фактор дополнительных нерегулируемых доходов упоминают чаще, чем те, кто уже побывал по ту сторону власти (26% против 12%), замечает Сахарова.

Стартовые оклады на госслужбе в целом ниже, чем в коммерческом секторе, система премий и надбавок нивелирует эту разницу, а доходы топ-менеджмента на некоторых позициях могут быть даже выше, чем в коммерческом секторе, говорит Чернецова из SuperJob.ru. Зато госкомпании в полном объеме обеспечивают социальные гарантии, предусмотренные Трудовым кодексом, что не всегда можно сказать о коммерческих компаниях, добавляет она.

На ВТБ работает сам бренд, уверен Вавилов. Топ-менеджеры готовы переходить в госкомпании, если доверяют руководителю. Решающую роль будет играть потенциальный руководитель и его репутация, заявили пять из 24 участников опроса Boyden. Встречаются и другие мотивы.

Топ-менеджер из Петербурга готов пойти на госслужбу, чтобы защищать интересы своего бизнеса. Важно внедрять международный опыт в госструктуры, а также повышать эффективность и отдачу труда, отмечает участник опроса, добавляя, что без полномочий по принятию решений и в отсутствие права голоса не готов к такому переходу. После госкорпорации есть понимание, как система работает и какие существуют инструменты, чтобы проводить изменения, рассказывает один из топ-менеджеров. Не надо пытаться менять все сразу же, надо «есть слона по частям», часто людям из бизнеса не хватает терпения, считает он. Еще один респондент говорит, что на госслужбу его могли бы привлечь «вызов, масштаб и уникальный опыт».