Менеджмент
Бесплатный
Сплетни могут оказаться полезными| особенно если вы правильно интерпретируете информацию|содержащуюся в них
Статья опубликована в № 3274 от 29.01.2013 под заголовком: Кому полезны сплетни

Сплетни могут принести менеджменту свою пользу

Умелый руководитель выигрывает даже от распространения сплетен
Fotolia / PhotoXPress

Что плохого в офисных пересудах? Есть сплетни, которые распространяются быстро и наносят большой ущерб. «Сплетни, распускаемые злопыхателями, распространяются быстрее, чем разговоры о том, что вы хороший работник», – говорит Бен Уильямс, бизнес-психолог из Эдинбурга. Более того, «пересуды могут искажать информацию и приукрашивать ее новыми деталями, потому что срабатывает эффект испорченного телефона». «Я знавал людей, которые были ошарашены слухами о массовых увольнениях, в то время как речь шла на самом деле об обычной текучести кадров», – рассказывает Уильямс.

Что хорошего в сплетнях? «Они вовлекают нас в жизнь социума», – говорит Гербер ван Клиф, профессор социальной психологии университета Амстердама и соавтор исследования о процессах распространения офисных слухов. «Пересуды – это способ проверить правильность своего суждения в отношении того или иного человека. Например, вы считаете, что босс к вам несправедлив. Обсудив ситуацию с коллегами, вы узнаете, как начальник относится к другим. Когда же речь идет о группе людей, то, посплетничав с ними, вы можете предупредить их о том, кто в офисе нарушает правила поведения, а кто прогуливает и ленится. Ведь напрямую с коллегами и подчиненными их недостатки не обсудишь», – объясняет он.

Профессор ван Клиф также предупреждает: офисные сплетни и болтовня могут выявить потенциальные проблемы, о которых стоит знать менеджерам. «Если кто-то жалуется, что его коллега все время болеет, это может указывать на то, что у этого коллеги проблемы со здоровьем», – говорит он.

Когда сплетни превращаются в проблему? «Подумайте о цели, которая стоит за этой болтовней. Есть ли здесь негатив или злость?» – советует Арабелла Эллис: директор консалтинговой компании The Thinking Partnership.

Откровенное злословие, особенно если речь идет о перемывании чьих-то косточек, должно быть исключено из офисной жизни, потому что любой такой разговор может иметь юридические последствия. Это тем более важно в современной информационной среде, где все грязное белье выносится на всеобщее обозрение и тщательно перемывается в социальных сетях.

Как положить конец офисным пересудам? «Определите для себя результат, который вы хотите получить. Ответьте на вопрос: вы хотите изменить конкретного человека или офисную культуру?» – предлагает Эллис. Реформировать культуру легче, потому что многие вещи можно предать гласности. Перевоспитать человека сложнее, попытка может закончиться тем, что сотрудник займет оборонительную позицию в отношении вас, объясняет она.

Если кого-то в офисе обидели слухи, проявите немного сочувствия и понимания. «Когда вы видите, что человек обеспокоен, поговорите с ним. Уверьте его, что все не так страшно, особенно если в услышанной сплетне нет ни доли правды», – говорит Уильямс.

Как мне относиться к пересудам? «Если в двух словах, то избегайте перемывания косточек и не передавайте сплетни другим», – советует Уильямс. Тем не менее сплетни, основанные на достоверной информации, могут быть полезными, особенно в тех случаях, когда вы хотите, чтобы новость моментально распространилась, добавляет он.

Профессор ван Клиф утверждает, что «сплетня ложь, да в ней намек». Пересуды могут стать скрытым источником информации о компании, которую другими путями не узнаешь.

К сплетням лучше всего относиться реалистично и рационально. Что должно отражаться и в политике компании. Иными словами, сплетни и болтовню лучше публично не осуждать и открыто признавать, что даже пересуды могут оказаться полезными компании. Кроме того, «вы не можете вмешиваться каждый раз, когда кто-то злословит или сплетничает», заключает Эллис.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать