Политика открытости дорого обходится работодателям

Американские компании все чаще допускают простых сотрудников к закрытой информации
Открытость информации в области зарплат работникам на руку, работодателям/ Fotolia/ PhotoXPress

Ввел в заблуждение

В 2010 г. Слава Ахмечет, гендиректор RethinkDB в Маунтин-Вью, открыл сотрудникам доступ к информации о системе формирования зарплат: разместил зарплатную сетку компании – правда, без упоминания фамилий – на внутреннем сайте. Гендиректор надеялся, что сотрудники таким образом убедятся, что руководство ведет честную игру. Но сотрудники, которых только что взяли на испытательный срок, сделали из увиденного ошибочные выводы. Они посчитали, что руководство опубликовало цифры стартовых зарплат, и стали требовать прибавки.

Никогда прежде сотрудники не имели доступа к сведениям о финансовом положении компании, результатах работы коллег и зарплатах персонала. Теперь же компании пустили рядовых работников в святая святых. Хотя для большинства из них это подобно прогулке по канату.

В обмен на доверие

Чаще всего политику открытости практикуют начинающие компании, которые хотят построить доверительные отношения между сотрудниками и дать каждому работнику в отдельности почувствовать, каков его вклад в развитие бизнеса. Например, сотрудники SumAll, нью-йоркской компании по сбору и анализу информации, могут одним кликом выйти на внутренний, доступный всем работникам сайт, где можно изучить соглашения компании с инвесторами, ее финансовые документы, оценку работы персонала, решения в сфере найма и зарплатной политики. Там же находятся сведения о бонусах и акциях, выкупленных сотрудниками.

Дейн Аткинсон, гендиректор SumAll, говорит, что компания с самого начала была открытой. Соучредители бизнеса считают, что люди работают эффективнее, когда у них не возникает сомнений по поводу зарплат и каждый видит свой реальный вклад в компанию.

Шкала зарплат в компании насчитывает девять фиксированных уровней. Каждый из 30 работников приписан к одному из них. Оклады варьируются от $35000 до $120000 в год. Зарплаты поднимают всем сразу в зависимости от результатов работы фирмы или ситуации на рынке. «Когда вы заходите в офис, ваша зарплата не написана у вас на лбу», но открытый доступ к цифрам снижает уровень тревоги и не дает ходу вспышкам нездорового любопытства по этому поводу, говорит Ким Монджелло, офис-менеджер SumAll.

70 работников компании — разработчика компьютерных программ Tenmast Software в Лексингтоне (штат Кентукки) имеют доступ к финансовым показателям компании и ежемесячно участвуют в составлении стратегического плана развития бизнеса на ближайшие 30 дней. Однако зарплаты сотрудников держатся в тайне.

Политика открытости окупила себя сполна, когда в прошлом году сотрудники выкупили часть бизнеса через стоковые опционы, что теперь позволяет им в большей степени контролировать ситуацию в компании.

Минусы открытости

Политика открытости неизбежно приводит к увеличению затрат — как финансовых, так и временных. К примеру, если зарплата одного сотрудника разительно отличается от зарплат остальных, то компания должна быть готова к переменам. Придется либо выравнивать уровень зарплат, либо объяснять, почему они такие, говорит Эд Лоулер, директор центра эффективности организаций в Университете Южной Калифорнии. Кроме того, едва сотрудники получают доступ к ранее закрытой информации, как у них появляется возможность оспаривать решения работодателя. Это негативно сказывается на темпах работы персонала, свидетельствуют топ-менеджеры компаний.

Еще одна сложность — публичное признание ошибок и публичная критика. Многие тяжело переживают, когда их работе прилюдно дают негативную оценку.

Слава Ахмечет, гендиректор и соучредитель компании по сбору данных RethinkDB в Маунтин-Вью (штат Калифорния), обнаружил, что политика открытости информации в области зарплат помешает ему нанимать звезд в своем секторе. Ему пришлось бы поднимать оклады всем остальным или объяснять людям, что в компании есть «особые» работники. В компании только он и еще два сотрудника знают, кто сколько получает. «Я считаю, что модель, основанная на прозрачности заработных плат, может работать в бизнесе больших размеров и с большими внутренними ресурсами. Но она неэффективна в начинающих компаниях», — заключает он.

WSJ, 29.01.2013, Мария Подцероб

Эта публикация основана на статье «Открытость с последствиями» из газеты «Ведомости» от 05.02.2013, №17 (3279).