Интернет-ресурсы могут помочь кандидатам составить резюме в виде инфографики

Современные интернет-ресурсы могут помочь кандидатам составить резюме в виде инфографики. Некоторые рекрутеры считают это находкой, другие – ловушкой
Fotolia/ PhotoXPress

Инфографика – полезный инструмент, помогающий воспринимать сложную информацию, – говорит Антон Надей, основатель сервиса «Карта таланта». – Визуальное резюме по сравнению с обычным текстовым позволяет быстрее считывать информацию об общем стаже человека, увидеть динамику развития его карьеры».

На смену анкете

Надей одним из первых предложил визуальное резюме нашим соотечественникам: прототип его сайта появился еще в 2009 г. и назывался NOT4HR. Это была система по управлению откликами на вакансии, которая позволяла в автоматическом режиме оценивать, насколько опыт работы кандидата соответствовал требованиям вакансии. Одной из основных проблем сайта в то время была сложность форм резюме, говорит Надей. В 2010 г. он решил сделать отдельный интерфейс системы для соискателей – KartaTalanta.ru. В публичный доступ сайт был выложен в июне 2012 г.

По словам Надея, на «Карте таланта» регистрируется около 20–30 человек в день, свои визуальные резюме с помощью этого сервиса создали уже более 6000 профессионалов.

Графический формат, по его словам, имеет смысл использовать соискателям с долгой и разнообразной карьерной историей. «В идеале наш пользователь – это состоявшийся профессионал с 10–15-летним стажем, сменивший от трех до пяти работодателей и достигший к моменту составления резюме уровня функционального или генерального директора, – поясняет он. – Также интересно смотреть на визуализацию карьеры профильного эксперта, 20–30 лет поработавшего в разных индустриях».

Евгений Лысяков, руководитель департамента кадрового аутсорсинга компании Intercomp, считает, что появление визуальных резюме – прогресс. «Если вспомнить, что когда-то соискатели заполняли примитивные анкеты с указанием близких родственников, перечнем должностей и мест работы даже без описания обязанностей, то это прогресс определенно», – отмечает он.

График профессионала

Основным элементом визуального резюме является график развития карьеры, рассказывает Надей: он представляет собой временную ленту, на которой расположены графические блоки. Каждый блок отображает то или иное событие, из которого складывалась карьера человека, – место получения образования, работы и т.д.

При описании профессионального опыта можно было бы удачно визуализировать количественные показатели: рост оборотов проектов, их географию, количество подчиненных, делится соображениями Александр Шумович, партнер агентства Eventum Premo.

«HR-менеджеры тратят большую часть времени не столько на первоначальный отбор резюме, сколько на подтверждение данных, отмеченных в нем», – обращает внимание Александр Сизинцев, гендиректор онлайн-сервиса Biletix. Возражая Надею, он полагает, что графические резюме как раз могут сыграть на руку кандидатам с небольшим опытом работы. «Текстовое резюме делает акцент на хронологии карьеры, в связи с чем оно будет смотреться выигрышнее у опытного специалиста, чем у начинающего, – поясняет Сизинцев. – С помощью графики этот нюанс можно как-то нивелировать».

«Не исключено, что кадровики смогут с помощью этого инструмента быстрее оценивать кандидатов, но и вероятность ошибок возрастает, – продолжает Шумович. – Если какие-то ключевые профили не совпадают, резюме не станут читать внимательнее. Впрочем, может быть и обратная ситуация: благодаря удачной подаче рассказа о себе рекрутер увидит то, что мог бы пропустить».

Стоит воздержаться

Однако большинство HR-дирек-торов к новой практике относятся скептически. «За свою десятилетнюю карьеру я видела с десяток визуальных резюме, – поделилась Наталья Числер, HR-директор IT-компании JetBrains. – Такой формат скорее подходит для маркетологов и специалистов по продажам. В какой-то степени – для дизайнеров, но в целом визуализация их творческой биографии не заменит им портфолио». Что до программистов, то им лучше не использовать графику, отмечает Числер: эти специалисты в резюме рассказывают о сделанных проектах и технологиях, которыми они владеют, что совсем не подразумевает визуализации.

Воздержаться от визуальных резюме следует также юристам и финансистам, обращает внимание Дмитрий Буньков, директор департамента по работе с персоналом фармацевтической компании «Берингер Ингельхайм»: графическая подача информации о себе говорит о склонности человека к экспериментам, а от соискателей на эти позиции ожидается определенная предсказуемость и надежность.

Ценности для кандидата данный сервис не несет, поэтому и перспективы его как глобальной кадровой практики сомнительны, убежден Кирилл Попов, директор департамента подбора и развития персонала банка «Хоум кредит». Предлагать кандидатам новые технологии с целью облегчить жизнь эйчара – опасный путь, подчеркивает он.

Графические резюме, с одной стороны, выделяют кандидата на общем фоне, а с другой – создают парадоксальную ловушку: чем популярнее сервис, тем более стандартно выглядит человек, считает Шумович.

Подобные сервисы существуют давно, но так и не стали ничем, кроме баловства и поля для отработки навыков начинающих дизайнеров, категоричен Юрий Вировец, председатель совета директоров HeadHunter. По его мнению, для профессиональной работы рекрутеров такой инструмент неудобен. «Визуальное резюме можно показать родителям или друзьям, себя потешить, но потенциальному работодателю отправлять не стоит, – иронизирует он. – Любой рекрутер, когда ищет человека, смотрит в день от нескольких десятков до нескольких сотен резюме. Решение, интересен кандидат или нет для дальнейшей работы, принимается меньше чем за минуту. Для такой работы нужна всего лишь простая и логичная структура профессионального профиля человека. От сотни же резюме в виде картинок можно лишиться зрения».

Рекрутер не читает резюме от начала до конца, а цепляет взглядом ключевые вещи, соглашается руководитель отдела аналитики Superjob Валерия Чернецова: «Если он будет рассматривать картинку из диаграмм, таблиц и прочей графической визуализации, на это уйдет больше времени, чем на просмотр классического резюме».

«Даже на одну позицию приходят резюме кандидатов с разным опытом работы и навыками, – поясняет она. – Поэтому сравнивать их между собой с использованием графических инструментов не очень удобно». По ее мнению, такой формат скорее подойдет для проведения ассесмента, когда, к примеру, нужно оценить эффективность работы руководителей нескольких филиалов компании. «В этом случае графические технологии помогут сравнить людей между собой и увидеть конкретный вклад каждого», – заключает Чернецова.