В каких случаях компании готовы брать сотрудников даже без опыта работы

Работодатели не устают говорить о дефиците рабочих кадров. Вот только сами рабочие в собственную дефицитность не верят
А.Астахова/ Ведомости

Заводу постоянно не хватает токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков, наладчиков и операторов станков с числовым программным управлением, – делится наболевшим Эльмир Гильманов, директор по управлению персоналом Бугульминского электронасосного завода. – Особенно остро эта проблема стоит в инструментальном цехе, в который мы набираем людей пятого и шестого разряда. Среди молодежи таких специалистов мало, средний возраст рабочих этого цеха – 50 лет и выше». По словам Гильманова, местный машиностроительный техникум каждый год недобирает учащихся даже на бюджетные места, в результате количество его выпускников не удовлетворяет потребностям предприятия. «Молодежь обучаем своими силами», – вздыхает Гильманов: на завод приглашают молодых людей без образования, приставляют к ним наставников и обучают на станочников. Правда, все, что потом может подтвердить их трехмесячное обучение, – это разряд, который им присваивает тарифная квалификационная комиссия, и запись в трудовой книжке. «Конечно же, не имея диплома, молодым людям потом трудно будет трудоустроиться на другое предприятие, но для наших нужд такой подготовки вполне достаточно», – отмечает Гильманов, добавляя, что каждый год на заводе обучают до 50–60 человек.

Как находят друг друга

«Главная проблема найма технических специалистов – это их недоверие к потенциальным работодателям и заниженная самооценка, – рассуждает Феликс Кугел, вице-президент и управляющий директор кадровой корпорации ManpowerGroup по России и странам СНГ. – У людей сложился стереотип, что если компания крупная, то и требования у нее серьезные, а значит, попасть на такую работу будет трудно. Обратиться же в кадровые компании для многих представляется чем-то фантастическим». Между тем компании страдают от нехватки рабочих кадров и готовы брать сотрудников даже без опыта работы, говорит Кугел.

Не то чтобы о кадровых агентствах никто не слышал, но людям почему-то кажется, что это платные для них услуги, сетуют рекрутеры. «Наши консультанты не устают рассказывать кандидатам и по телефону, и на собеседовании, что через кадровое агентство они всегда найдут хорошую работу – как постоянную, так и временную, что они полностью защищены законодательно и никаких денег за трудоустройство платить нам не должны», – делится Кугел.

«Об открытых у нас вакансиях, в том числе и по рабочим специальностям, можно узнать, обратившись в ближайший офис компании, – рассказывает Алина Белинская, руководитель отделения по массовому подбору персонала Kelly Services. – Также мы размещаем объявления на специализированных сайтах, в газетах и других источниках, участвуем в ярмарках вакансий, проводим презентации на тему трудоустройства в партнерских организациях и центрах занятости».

Не только интернет

По наблюдениям Кугела, в поиске людей рабочих специальностей неплохой отклик дает размещение рекламы в метро (если речь идет о Москве и Петербурге) и «сарафанное радио». Интернет, социальные сети, центры занятости, ярмарки вакансий, различные промоакции, как правило, малоэффективны, считает он. Выбор канала поиска людей индивидуален для каждого региона и города, обращает внимание Вадим Иванец, менеджер проектов лизинговой компании «Анкор», где-то эффективны сайты по поиску работы (как правило, в крупных городах), а где-то – объявления в местных газетах, которые действительно читают, и даже бегущая строка на телевидении. В небольших городах отлично работают листовки, вплоть до объявлений на столбах, остановках, в маршрутных такси, отмечает он. Для многих соискателей проще пообщаться по телефону, чем составлять резюме и высылать его по электронной почте, говорит Иванец.

Клиенты кадровых агентств предлагают достойные условия труда, социальный пакет, белые зарплаты, но и требуют результатов, дисциплины, к чему российские кандидаты зачастую просто не готовы, отмечает Кугел.

Ищут там, где светло

Схемы схемами, но и у работодателей существуют свои предубеждения – например, относительно дешевизны рабочих кадров, не скрывает Иванец. Так, недавно один из клиентов «Анкора» обратился с запросом на подбор персонала на вахтовый метод работы для проекта в Москве. «В компании были убеждены, что привлекать кандидатов следовало из Калуги, так как там много людей без работы и зарплаты находятся на низком уровне, – рассказывает Иванец. – Однако в Калужском регионе как раз меньше всего проблем с трудоустройством. Там расположен крупный автокластер, действуют колл-центры, т. е. при желании можно найти работу с хорошей зарплатой». Собственно, так заказчику и объяснили. Проект клиент свернул, но пояснять причины этого не стал, рассказали в «Анкоре».