Советы юриста: Можно ли уволить пропавших сотрудников

На вопросы читателей «Ведомостей» отвечает специалист по трудовому праву
Ведущий консультант департамента трудового права NS Consulting
Из личного архива

Мария из Воронежа пишет: У нас в компании много пропавших работников. Дозвониться до них мы не можем, на письма они не отвечают. Что нам с ними делать, можно ли их уволить за прогул?

Уважаемая Мария, чтобы уволить работника за прогул, должна быть четко соблюдена процедура применения к работнику дисциплинарного взыскания (в данном случае в виде увольнения) (статьи 192 и 193 Трудового кодекса РФ), в противном случае работника могут восстановить на работе. Основной задачей данной процедуры является затребование от «пропавшего» работника объяснения причин его отсутствия на работе. Естественно, поскольку он не отвечает ни на телефонные звонки, ни на письма, то запросить от него объяснение не представляется возможным.

Выходов из данной ситуации может быть несколько:

1. Обратиться в суд о признании работника безвестно отсутствующим. При наличии решения суда его возможно уволить по статье 83 пункту 6 Трудового кодекса РФ. Данное мероприятие достаточно длительное, поэтому редко кто идет по подобному пути.

2. Не предпринимать в адрес «пропавшего» работника каких-либо действий. На его место принимаете работника по срочному трудовому договору (на время отсутствия основного). А если он появится и не предоставит оправдательных документов, тогда уволите за прогул.

3. Уволить за прогул. Данная позиция спорная с точки зрения трудового законодательства, но поддерживается судами в пользу работодателя (например, Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 27.11.2012 N 33-16203/2012). Работодатель направляет работнику по почте письменное требование о предоставлении объяснений (это может быть телеграмма или письмо с описью вложения). Закон (статья 193 Трудового кодекса РФ) говорит не об обязанности работодателя получить объяснения, а лишь об обязанности их затребовать (непредоставление объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания). Отправляя запрос по почте, вы тем самым соблюдаете процедуру вынесения дисциплинарного взыскания.

Единственный нюанс – ждать в данном случае необходимо не два дня, а промежуток времени, необходимый для того, чтобы письмо или телеграмма дошла до работника и вернулась обратно. После истечения этого срока вы составляете акт о том, что объяснения не предоставлены. Дальнейшая процедура вынесения дисциплинарного взыскания стандартная.

Вопросы специалисту по трудовому праву для рубрики "Советы юриста" вы можете отправить Михаилу Малыхину с пометкой "Вопросы юристу".

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать