В рейтинге работодателей-2012 лидирует Google

Многие компании в России уже поняли, что у их сотрудников в жизни есть и другие интересы, кроме профессиональных, показывает ежегодное исследование, проведенное кадровым холдингом HeadHunter
Работодатели все более изобретательны в создании условий для работы сотрудников/ С. Красильников/ ИТАР-ТАСС

Далее в рейтинге с небольшим отрывом друг от друга следуют МТС, Microsoft и АФК «Система». МТС за год удалось переместиться с 16-й на 2-ю позицию, а Microsoft и «Система» впервые приняли участие в исследовании.

Рейтинг «Работодатели России» в третий раз составил кадровый холдинг HeadHunter с помощью партнеров-экспертов – компании «Экопси консалтинг» и PwC, выступающей аудитором рейтинга. К участию в исследовании традиционно приглашались компании с численностью персонала свыше 100 человек, у которых к 1 октября 2012 г. были открытые вакансии, размещенные на специализированных сайтах. В этом году масштаб исследования значительно вырос: организаторы разослали 50 000 приглашений к участию против 500 в прошлом году, рассказала «Ведомостям» ведущий эксперт рейтинга Нина Осовицкая.

Каждая компания – участник рейтинга занимает в нем место в соответствии с итоговым баллом, полученным после трех этапов оценки: среди соискателей, HR-специалистов и сотрудников (см. методику рейтинга). В итоговый список не вошли компании, сотрудники которых были недостаточно активы в онлайн-опросах.

В организациях со штатом от 100 до 500 человек на вопросы анкеты должно было ответить не менее 40% сотрудников, а в более крупных – не менее 30%.

В итоге для участия в рейтинге зарегистрировалось 608 компаний, но полностью прошли всю процедуру и попали в итоговый рейтинг 164, отмечает Осовицкая. В прошлом году рейтинговалось 108 участников.

Прорыв в коммуникациях

По итогам исследования позицию лучшего работодателя страны в 2012 г. вернула себе компания Google: она уверенно лидировала с самыми высокими показателями вовлеченности сотрудников, интереса соискателей и признания HR-специалистов. Компания во всем мире собрала внушительный урожай из звания «работодатель мечты».

Среди самых свежих примеров – лидерство в топ-100 лучших мировых работодателей журнала Fortune, рейтинге самых востребованных работодателей LinkedIn и рейтинге The World's Most Attractive Employers 2012.

Обилие компаний из сферы телекоммуникаций и IT в верхних строчках рейтинга легко объяснить, продолжает Осовицкая: это отрасли, в которых наблюдается максимальный кадровый дефицит, здесь идет борьба буквально за каждого сотрудника. В то же время люди – один из основных ресурсов таких компаний, продолжает Осовицкая.

Google всегда считала своим главным достоянием сотрудников, подтверждает директор по персоналу «Google Россия» Татьяна Лебедева: «Мы заботимся о том, чтобы у них были лучшие условия труда, дружелюбная, почти домашняя атмосфера, а также хорошо развитая система компенсаций».

МТС в последний год активно продвигала себя как работодателя, проводила мероприятия для молодежи, сотрудничала с вузами и т. д. Как результат, ее репутация у соискателей выросла, а внутренние показатели компании остались примерно на том же уровне, что и в прошлом году, рассказывает Осовицкая. Количество резюме и откликов на базовые вакансии МТС за год выросло вдвое, рассказала директор департамента систем мотивации и организационного планирования группы МТС Надежда Сиренко. Также в 2011–2012 гг. МТС разработала и запустила ряд инициатив по созданию кадрового резерва и расширению института наставничества, упростила многие организационные процедуры, что облегчило доступ сотрудников на всех уровнях к ресурсам компании и ускорило внедрение новых идей, в результате более 85% позиций руководящего уровня в МТС закрываются внутренними кандидатами, добавляет Сиренко.

В топ-15 лучших работодателей входят не только крупные компании. На 7-м месте – разработчик программных продуктов для анализа и обработки речи «Центр речевых технологий» (ЦРТ) (400 сотрудников), на 13-м – маркетинговая группа «Текарт». «Для нас, как для компании, в которой работает менее 150 человек, в принципе даже нахождение в топ-50 по России – это большое достижение. Ценность рейтинга мы для себя видим в первую очередь в мотивации сотрудников. Для многих значимо, что они работают в компании, которая рейтингуется наравне с крупнейшими компаниями России», – говорит менеджер по корпоративным коммуникациям группы «Текарт» Елена Янина. Для клиентов компании это тоже имеет значение, отмечает она. Участники рейтинга признают, что одна из целей их участия в исследовании – заявить о себе соискателям.

Лучшее – внутри

Проводимые для рейтинга исследования подтверждают: усилия по внешнему пиару компании дают очень быстрый результат и тот, кто много о себе рассказывает, легко привлекает внимание соискателя, говорит она. Но привлечь сотрудника гораздо легче, чем мотивировать и удержать, резюмируют Осовицкая.

Показатели вовлеченности в среднем по всей выборке участников в этом году оказались чуть ниже, чем в прошлом, что связано с изменением рынка труда, заметно сдвинувшегося в сторону кандидата, отмечает она. Хорошему специалисту не приходится долго искать работу, к нему регулярно приходят предложения, поэтому в такой ситуации он не склонен крепко держаться за работодателя (подробнее см. статью на стр. 25).

Компании готовы предложить искушенному работнику все больше разных благ и преференций. Подход к формированию социальных пакетов и условий труда существенно изменился, по крайней мере среди компаний, стремящихся стать привлекательными работодателями, говорит Осовицкая.

Простым набором социальных гарантий – медобслуживание, машина, оплата сотовой связи – уже никого не удивишь, большинство ответственных работодателей предлагает понятный набор социальных льгот, говорит исполнительный вице-президент, руководитель департамента по управлению персоналом АФК «Система» Елена Витчак («Система» – основной владелец МТС). В ситуации постоянного дефицита квалифицированного персонала АФК «Система», в которой работает более 160 000 человек, как и всем работодателям, приходится нелегко. Но отраслевая разноплановость для корпорации может быть конкурентным преимуществом при формировании внутренних программ лояльности, продолжает Витчак. Именно эти программы будут разрабатываться внутри корпорации для сотрудников, обещает она: входящий в АФК «Система» «Детский мир» может обеспечивать специальные условия по игрушкам и товарам для детей, «Интурист» – по проживанию в гостиницах, МТС-банк – по кредитам и т. д.

Microsoft предлагает сотрудникам различные программы развития, возможность участия в долгосрочных международных проектах, конкурентную зарплату, эффективную систему премиальных выплат и привлекательный соцпакет, рассказывает Владимир Химаныч, директор департамента по работе с персоналом, член совета директоров Microsoft в России. Но есть и дополнительные способы мотивации и поддержания корпоративного духа, подчеркивает он. Например, ежегодные поездки в США всех новых сотрудников и менеджерского состава для встречи с топ-менеджментом, знакомства со стратегией развития компании и ее последними разработками. В Microsoft существует специальная программа, направленная на адаптацию женщин внутри компании, которая включает в себя мастер-классы, например с Ириной Хакамадой, а также фокус-группы для обсуждения актуальных проблем, рассказал он. Кроме того, созданы и полностью спонсируются корпоративные спортивные команды по футболу и баскетболу. Результатом такой политики становятся высокая эффективность, лояльность и заинтересованность в своем деле, уверен Химаныч. По внутренним исследованиям, 85% сотрудников удовлетворено или абсолютно удовлетворено своей жизнью в компании, отмечает Химаныч.

Для PepsiCo (10-е место в рейтинге) баланс между работой и личной жизнью является важной составляющей корпоративной культуры, говорит вице-президент по персоналу компании в России Дэвид Супербье. «Мы понимаем, что работа – это всего лишь часть нашей жизни. В офисах PepsiCo введены гибкие часы работы и повседневный стиль одежды. Кроме того, в компании действует инициатива «Одна простая вещь», в рамках которой сотрудник и его руководитель находят баланс между работой и личной жизнью», – рассказывает он. «Нам не нужно, чтобы наши сотрудники «горели» на работе, мы за то, чтобы они получали от нее удовольствие и умели совмещать ее с личной жизнью. Именно такое отношение приводит к классным стабильным результатам компании», – резюмирует гендиректор «Кофейной кантаты» Тигран Буниатян. В сети магазинов чая и кофе, занявшей 9-е место в рейтинге, работает более 1000 человек.

Важная работа

«Наша компания, как представитель самой высококонкурентной отрасли на рынке труда, – IT, вынуждена просто бороться за персонал. Кандидат всегда выбирает между несколькими предложениями, сравнивая не только уровень оплаты – он, как правило, соответствует рынку, – но и условия соцпакета и оснащение офиса», – признает директор по персоналу ЦРТ Юлия Полякова. Ей лично на собеседованиях соискатели не раз задавали вопрос: «Сколько микроволновых печей у вас в офисе?» Но бытовые удобства при всем их значении не играют решающей роли. «Мы стараемся дать сотрудникам самое главное – интересную работу, – говорит Полякова. – Ведь талантливые профессионалы хотят не только получать высокую зарплату. Они стремятся с радостью идти в офис, гордиться своей компанией и дружить с коллегами. Наши сотрудники могут проснуться ночью, когда посетит озарение, поработать удаленно из дома, а утром просто выспаться и прийти в офис позже, ведь главное – результат».

Людям важно делать то, во что они верят, это главная мотивация, убежден директор по персоналу Philips в России и СНГ Цезари Пискорц: «Когда вы своими глазами видите тех, чья жизнь изменилась к лучшему благодаря вашей работе, то понимаете ее значимость». В Philips это возможно благодаря тому, что бизнес компании ориентирован на благополучие людей, считает он, компания, например, делает высокотехнологичное медицинское оборудование для диагностики или световые решения для школ и заводов. Но, кроме того, Philips стремится создать наиболее оптимальные условия работы для каждого сотрудника с учетом потребностей и специфики работы, объясняет Пискорц.

Так, по согласованию с руководителями сотрудники не обязаны строго придерживаться фиксированных общепринятых часов работы с 9.00 до 18.00. «Мы уверены, что оптимальный баланс работы и личной жизни – это формула успеха не только для каждого профессионала, но и для бизнеса в целом», – резюмирует он.

В Google сотрудникам, с одной стороны, предоставляется очень большая свобода: многие самостоятельно определяют свой график, работают из любого места в офисе, получают бесплатные завтраки, обеды и ужины, играют в шахматы и настольные футбол и теннис, а также могут проводить свободное время в массажном кабинете или на занятиях йогой, рассказывает Лебедева. С другой – от каждого сотрудника ожидают высокого качества проделанной работы, выполненной в срок, активной позиции не только по собственным проектам, но и вне их, продолжает она. Каждый квартал менеджеры обсуждают со своими подчиненными круг задач и примерные планы по их реализации, а в конце оценивают их работу.

Сотрудники Google имеют возможность посетить офисы компаний в других странах и стать частью местных команд на некоторое время, продолжает Лебедева. Большинство из них возвращается в московский или питерский офис компании с новыми силами, идеями и планами по их реализации. «Все сотрудники могут выделять 20% своего рабочего времени для работы над индивидуальными проектами. Одним из таких проектов стал, например, Gmail», – напоминает она.