Топ-менеджеры не обеднеют

Попытки ограничить заработки топ-менеджеров предпринимаются в разных странах и приводят к разным последствиям. Одно ясно: топ-менеджеры в результате жить хуже наверняка не станут
Reuters

Результаты воскресного голосования в Швейцарии по вопросам вознаграждения топ-менеджеров ясно показали: избиратели не слишком хорошо разобрались в вопросах корпоративного управления, утверждает профессор швейцарской бизнес-школы IMD Дидье Коссен. Швейцарские избиратели были рассержены недавними скандалами со сверхвысокими выходными пособиями и эти эмоции сказались на результатах голосования, утверждает он.

Избиратели поддержали инициативу швейцарского предпринимателя и беспартийного политика Томаса Миндера, состоящую из 24 пунктов и среди прочего запрещающую выплату топ-менеджерам подъемных и выходных пособий, требующую ежегодного вынесения на голосование акционеров компенсационных пакетов топ-менеджеров и директоров и предусматривающую уголовную ответственность руководителей за нарушение новых норм корпоративного управления.

На прицеле – глобальные

Под горячую руку избирателей попали 274 публичные компании, акции которых котируются на Швейцарской бирже, утверждает Коссен, всего же в Швейцарии работает более 300 000 предприятий разных форм собственности. О большинстве из них даже речи в «инициативе Миндера» не идет.

Но на эти 274 компании приходится около 20% ВВП Швейцарии, и в них работает около 10% швейцарских занятых. И наконец, в первой двадцатке самых щедрых по отношению к топ-менеджерам европейских работодателей пять расположено в Швейцарии: Credit Suisse Group, ABB, Novartis, Roche Holding и Nestle.

Подавляющее большинство из 274 компаний глобальные, т. е. ведут бизнес во многих странах мира, швейцарский рынок относительно невелик, поясняет Коссен. Но исхода топ-менеджеров или массового переезда штаб-квартир компаний в другие страны ожидать не следует, подчеркивает он.

Топ-менеджерам швейцарских компаний платят довольно щедро, а условия ведения бизнеса в стране признаны весьма благоприятными по сравнению с большинством других стран. Результаты референдума едва ли в состоянии все это изменить, отмечает Коссен. Швейцария по праву заработала репутацию страны с сильной культурой корпоративного управления, и дополнительные ограничения сделают эту культуру только сильнее.

Виновата идеология

Заработки топ-менеджеров растут во всем мире уже третий десяток лет, говорит автор книги Pay Check: Are Top Earners Really Worth It? Дэвид Болховер. Винить в этом следует идеологию таланта менеджера: принято считать, что лишь очень небольшому количеству людей по силам управлять крупными организациями. Эта точка зрения активно продвигается всеми без исключения участниками процесса найма и выбора компенсационной схемы менеджеров, говорит Болховер. Заработки хедхантеров пропорциональны вознаграждению менеджеров, которых они помогли отыскать. Консультанты по вознаграждению стремятся получить повторный заказ и боятся рассердить руководителей организаций, с которыми работают; бизнес-школы гордятся связями с самыми высокооплачиваемыми менеджерами отраслей и стран; а менеджеры, которые пока не достигли этих вершин, хотят верить, что каждый шаг по карьерной лестнице должен сопровождаться значительным повышением вознаграждения.

Да и советы директоров, по словам Болховера, состоят из практикующих или ушедших в отставку топ-менеджеров, которые сами пропитаны идеологией исключительности менеджерского таланта. «И наконец, какой руководитель спокойно отреагирует на сообщение, что его оплата труда должна быть ниже средней по рынку?» – указывает Болховер.

А вот скрытая угроза перехода гендиректора или топ-менеджера в компанию, расположенную в другой стране, роли в росте вознаграждений не играет, показывают результаты недавних расчетов, проведенных британской High Pay Centre при участии Болховера.

Были проанализированы карьерные истории 489 гендиректоров компаний, входящих в список Fortune Global 500. 80% из них были назначены на нынешние должности с более низких позиций в той же самой компании. Лишь каждый пятый гендиректор был приглашен со стороны. При этом настоящие международные карьеры – очень большая редкость. Лишь о 6,5% гендиректоров можно сказать, что их переманили с аналогичной позиции. В четырех случаях (0,8%) такое назначение потребовало от гендиректора переезда в другую страну. При этом штаб-квартиры всех четырех компаний из почти 500 (Peugeot Citroen, Bayer, Holcim и International Airlines), которым удалось переманить гендиректоров из-за рубежа, расположены в Западной Европе, отмечает Болховер.

Ограничивают все

Швейцария – далеко не единственная страна, в которой акционеры получают право голоса в вопросах вознаграждения топ-менеджеров, говорит Джон Пимм, директор международной консалтинговой компании Towers Watson. К концу года в Великобритании может вступить в силу инициатива Business Innovation and Skills, предусматривающая вынесение каждые три года вопросов вознаграждения топ-менеджмента на прямое голосование акционеров. Результаты голосования будут обязательны для исполнения. Правила раскрытия информации о компенсационных пакетах становятся более жесткими, а значит, информация о заработках менеджеров и директоров – более прозрачной. Любые выплаты, полученные менеджерами, но не входящие в пакеты, утвержденные собранием акционеров, компания при желании сможет вернуть. А топ-менеджер, получивший выплату, и директор, согласовавший это решение, могут быть подвержены административной ответственности, говорит Пимм. Выплаты подъемных и выходных пособий становятся в этом случае весьма проблематичными, утверждает он. Акционеры получили право голоса по вопросам оплаты труда и в США, но результаты голосования там пока не обязательны для исполнения. В Австралии, если акционеры публичных компаний не согласились с предложенными компенсационными схемами, через год проводится не только повторное голосование, но и обязательные перевыборы совета директоров, рассказал Пимм.

В ЕС совсем недавно были приняты ограничения на размер бонусов банкиров (в большинстве случаев переменное вознаграждение за год не может превышать одного годового фиксированного вознаграждения, и даже в исключительных случаях соотношение не может быть больше 2:1).

У специалистов по вознаграждению вызывает беспокойство конкурентоспособность европейских банков, а также их способность привлекать управленческие таланты мирового класса, утверждает Пимм.

Дело не в пакетах

Вознаграждение топ-менеджеров не было ключевым вопросом швейцарского референдума, утверждает Коссен. Гораздо важнее изменение правил корпоративного управления, в частности появление процедур обязательного ежегодного голосования акционеров по компенсациям руководства и составу советов директоров, отметили в Towers Watson. На голосование будет выноситься суммарное вознаграждение правления и совета директоров, а не индивидуальные компенсационные пакеты руководителей. В большинстве швейцарских компаний эти процедуры и так уже действуют, отмечают консультанты. Остальные результаты референдума смогут вступить в силу не раньше 2015 г., оценивают в Towers Watson. Придать формулировкам из бюллетеня для голосования непротиворечивую с юридической точки зрения форму будет весьма непросто, указывает Коссен.

Массового ухода квалифицированных топ-менеджеров со швейцарского, британского, европейского или других рынков, на которых ужесточаются правила корпоративного управления, в краткосрочной перспективе ожидать не следует, вторит ему Дэвид Грэй, управляющий партнер PwC в России. Компенсационные системы станут более прозрачными и сбалансированными, но размеры вознаграждения, вероятнее всего, особых изменений не претерпят, утверждает он.

В конечном итоге схемы вознаграждения руководства крупных компаний скорее всего станут проще и прозрачнее, но доходы топ-менеджеров вполне могут остаться на прежнем уровне, прогнозирует Коссен. В случае же самых крупных и успешных компаний, наверное, так оно и будет, заключает он.