Больше всего от стресса на работе страдают женщины

Больше всего от стресса на работе страдают женщины: много работы, мало денег и недостаточно возможностей для карьерного роста

Исследователи американской психологической ассоциации (APA) опросили более 1500 работников. 54% респондентов признались: им кажется, что оплата их труда несоизмерима с их вкладом в компанию. Они получают меньше, чем заслуживают. 61% – пожаловались, что работодатель не предоставляет им возможностей для карьерного роста. Особенно тяжело, как выяснили исследователи, приходится женщинам. 32% представительниц прекрасного пола заявили, что работодатель не дает им возможности продвинуться и мало ценит их работу.

Женщины беспокоятся не просто из-за уязвленного самолюбия. Бюджет средней американской семьи во многом формируется за счет заработков жены. C 2009 г. вклад работающих женщин в семейный бюджет стабильно составляет 47%. Для сравнения: в 1988 г. жены вносили в семейную копилку только 38%, рассказывает Кристин Смит, профессор социологии Университета Нью-Гэмпшира.

Слишком высокий уровень стресса вредит не только людям, но и компаниям, пишет Дэвид Позен, врач и автор книги «Вас убивает работа? Рекомендации врача, как победить рабочий стресс» (Is Work Killing You? A Doctor's Prescription for Treating Workplace Stress). «Хронический стресс уничтожает все, что способствует повышению производительности труда: ясность мысли, краткосрочную память, способность принимать решения», – объясняет он. По данным APA, хронический стресс сотрудников повышает уровень абсентеизма (общее количество потерянных рабочих дней (или часов) вследствие отсутствия сотрудника на работе), текучесть кадров, затраты на медицинское обслуживание и снижает личную продуктивность. В итоге компании теряют $300 млрд в год.

Женщины зачастую испытывают больший стресс, чем мужчины, потому что склонны держать обиды в себе, говорит Луи Барт, коуч из Нью-Йорка. «Представительницы прекрасного пола часто не решаются сказать слово в свою защиту или открыто осудить поведение, которое считают несправедливым», – объясняет она. Особенно тяжко женщинам, работающим в мужской среде, где никто не хочет слышать о материнских обязанностях, замечает эксперт. Так, интерьерный дизайнер Кей Кини сделала стремительную карьеру в одной калифорнийской медицинской компании. Она работала 60 часов в неделю, участвовала в совещаниях, проходивших рано утром или поздно вечером, и тратила полтора часа на дорогу до работы. У нее не было времени, чтобы заниматься детьми. Даже находясь дома, женщина разрывалась между детьми и компьютером.

Долгое время Кини терпела эту ситуацию и не жаловалась начальству, понимая, что жалобы бесполезны. Закончилось все тем, что у женщины начались головные боли, тахикардия и постоянное чувство паники. Она была вынуждена поменять работу.

Исследование APA показало и то, что на американском рынке уже есть компании, которые стараются снижать уровень стресса у работников, повышая их самооценку и прислушиваясь к их нуждам. Дэвид Баллард, глава центра по изучению способов совершенствования организационной структуры предприятий в APA, говорит: работодателям пора наконец осознать прямую связь между стрессом и производительностью труда. «Пестовать и поощрять людей надо не для того, чтобы потешить свое самолюбие. Это должно быть частью бизнес-стратегии», – считает он.