Cлушатели курсов MBA больше не хотят оставлять работу ради учебы

Новые тенденции на рынке труда и бурное развитие технологий показали: самым удобным и популярным станет дистанционный способ получения степени MBA

Программу EMBA в Мельбурнском королевском технологическом институте (RMTI) в Австралии можно пройти за год, но Эндрю Росс учился там пять лет. О чем нимало не жалеет.

Пять лет назад менеджер-аналитик Росс каждую неделю ездил на работу за 700 км от дома. Он выезжал из города Боурала в окрестностях Сиднея и направлялся в Мельбурн. В этой ситуации решение о дистанционном обучении было единственно верным.

У Росса не было высшего образования. Поэтому изначально он хотел пойти учиться на MBA-программу. Но не мог этого сделать: курс преподавали только очно.

«Когда вы работаете 14–15 часов в день, вы ни за что не сможете учиться очно. Я разрывался между работой и домом, тратил много времени на дорогу. Поэтому для меня заочная форма обучения была единственно возможной. Я так много работал, что не смог бы выделить время для посещения занятий», – рассказывает он.

Росс был одним из первых студентов дистанционного курса EMBA в RMTI, открытого институтом в 2007 г. в партнерстве с национальным проектом дистанционного обучения Open Universities Australia.

По словам Брайана Корбитта, директора MBA-программ в RMTI, примерно половина студентов курса ЕМBA учится сейчас в режиме онлайн. В этом году университет впервые открывает дистанционный курс и по программе MBA.

Программы MBA, как правило, посещают молодые люди, которые сравнительно недавно начали работать. Поэтому традиционно студенты MBA предпочитали оставлять работу и учиться по программе full-time. Это в корне отличало их от студентов EMBA, людей с состоявшейся карьерой и приличной зарплатой, которые не хотели ради учебы оставлять работу.

Однако в последнее время в университете стали замечать, что студенты MBA тоже не хотят оставлять работу, замечает Корбитт. По его мнению, у поколений Y (люди, родившиеся с 1981 по 2000 г.) и Z (люди, родившиеся в 2000-х гг.) сложатся совсем другие представления о карьере. «Сейчас появилась тенденция работать в одном месте год-два, а потом переезжать, потом снова работать год-два и снова переезжать. Дистанционный курс MBA вписывается в такой образ жизни, он дает свободу передвижения», – говорит Корбитт.

В RMTI дистанционный курс MBA значительно отличается по манере преподавания от онлайн-программы EMBA, рассказывает Корбитт. Хотя начинаются оба одинаково – с четырехдневного очного интенсивного курса в центральном мельбурнском кампусе RMTI. Эти четыре дня нужны для того, чтобы студенты разобрались в содержании курса и познакомились с преподавателями, наставниками и однокурсниками. Такие же четыре интенсивных дня ждут студентов онлайновой программы EMBA и в самом конце курса. Они нужны, чтобы систематизировать полученные знания и подвести итоги.

Для общения в течение учебного года университет предоставляет студентам такие инструменты, как электронная почта, блоги и вики (сайты для сбора и структуризации информации, куда заходят и правят тексты многие авторы). Большой популярностью среди слушателей пользуются также Skуpe и облачное хранилище данных Dropboх, рассказывает Росс. Он добавляет, что для него одним из главных преимуществ курса было то, что над одними и теми же проектами можно было работать со студентами из разных стран: из России, Индии и Вьетнама. Подобное сотрудничество требовало гораздо большего, чем умелое владение технологиями связи. «Надо было научиться координировать работу с людьми из других стран, в других часовых поясах. В нашей группе были люди, которые никогда с этим не сталкивались, – рассказывает Росс и добавляет: – Впрочем, важнее было другое – пришлось заочно, без личного знакомства, оценивать людей и работать с ними. Надо было быстро оценить сильные стороны человека по другую сторону земного шара. К концу программы мы все стали глобалистами по своему мировоззрению, хотя четко понимали культурные различия между нами».

Росс только что закончил учиться. Но плодами обучения начал пользоваться еще до конца курса. «Я смог развить в себе стратегическое мышление, инновационные подходы и предпринимательский дух. Все это изменило мой образ мысли», – говорит он. Еще продолжая учиться, он начал использовать полученные знания в работе. Так, на одном из первых семинаров он должен был создать сценарий аутсорсинга в Индию программы для часто летающих пассажиров Qantas, а в это время на работе занимался аутсорсингом в ту же Индию некоторых IT-подразделений национального банка Австралии NAB. Такие совпадения случились у него по трем предметам из 12 изучаемых.

В прошлом году набор на онлайн-курс EMBA составил 945 человек. Сейчас в университете еще не закрыт набор на дистанционный курс MBA. Правда, количество абитуриентов год от года меняется, замечает Корбитт. «Рынок образования в этом смысле мало отличается от рынка любых других продуктов. Он подвержен постоянным переменам», – заключает он.