Чем грозит наемному работнику наличие «свечного заводика» на стороне

Почему опытные управленцы предпочитают расстаться с сотрудником, если у того заводится хоть маленький, но свой бизнес
Интерпресс/ PhotoXPress

Мосты нужно жечь. Максим Валецкий

председатель совета директоров компании Mr. Doors. «Я вообще сомневаюсь в человеке, который свой бизнес называет стартапом. Тем самым он заранее извиняется за будущее поражение. Ну дадут финансы, ну попробуем, а там как получится. Ну не получилось, извините – это же стартап. Слова «я начал свой бизнес» исключают поражение. Когда человек начинает бизнес, не сжигая мосты и называя его стартапом, я ему денег не дам».

В компании «Доктор на работе», которая управляет социальной сетью для врачей, у нескольких менеджеров есть свой бизнес. Их работодатель Станислав Сажин ничего против не имеет, а, наоборот, даже приветствует двойную жизнь своих подчиненных. Если, конечно, это не работа на конкурентов.

На две семьи

«У нашего финансового директора есть маленькая семейная фирма: ее муж делает мебель, сын продает, она сама занимается финансами, – приводит пример Сажин. – И поскольку я положительно отношусь к этому, ей не приходится ничего скрывать, мы обсуждаем управленческие проблемы, советуемся друг с другом. Я даже помогаю ей искать инвестора». Доверительные отношения с предпринимателями в своих рядах – залог высокой лояльности этих сотрудников, убежден он. Чувствуя поддержку, они готовы больше вкладываться в дело работодателя, трудиться сверхурочно, если потребуется, уточняет Сажин. Когда он принимал на работу в компанию разработчика, то знал, что у него есть свой проект, он делает сайт, который специализируется на онлайн-опросах. «В Google и Apple это обычная практика, когда у штатных разработчиков есть свои проекты: это помогает им не застояться, не заскучать», – замечает Сажин. Такие сотрудники зачастую привносят предпринимательский дух в любую работу, от них исходит больше инициатив и предложений, объясняет он.

Давая свободу творчества подчиненным, Сажин тем не менее следит за соблюдением баланса: главное, чтобы человек справлялся с объемом работы, не срывал дедлайны.

Многие работодатели придерживаются совсем другого мнения. Тот же Сажин рассказал, что у него был опыт совмещения наемной работы и запуска своего дела. Будучи дизайнером в журнале Elle, он открыл новый проект – скидочный онлайн-сервис. «В редакции я сдавал работу в срок, не опаздывал, но, когда звонил с рабочего места по делам, связанным со своим бизнесом, получал выговоры от начальников».

Оглядываются на коллег

Совмещение управления собственным бизнесом с работой по найму в России не такая уж и большая редкость. По крайней мере 27% менеджеров российских компаний признались, что у них есть собственный бизнес, говорится в исследовании рекрутинговой компании «Агентство Контакт», итоги которого подвели в марте 2013 г. Как оно показало, более половины участников опроса открыли бизнес в сфере, которая никак не пересекается с их работой «на дядю».

Однако выявилось и другое: многие не решаются заводить параллельную карьеру. Практический каждый второй менеджер не открывает свой бизнес только потому, что считает, что совмещать два дела у него вряд ли получится, а каждый десятый не хочет столкнуться с негативным отношением коллег.

Проявление трусости

«Человек, который хочет делать бизнес, но при этом ничем не рисковать и оставить за собой спасательный круг в виде рабочего места, – несерьезный человек, трус. Я не хочу с такими работать», – говорит Максим Валецкий, председатель совета директоров компании Mr. Doors. По его словам, он резко отрицательно относится к совмещению работы по найму с развитием своего дела. Если человек занимается своим бизнесом всерьез, у него не остается времени и сил на другую работу, говорит Валецкий: «Если хочешь добиться успеха, первые годы надо вкалывать по 12 часов в сутки – это минимум. Надо забыть про все остальное: вставать с мыслями о своем бизнесе и вечером засыпать, сидя за компьютером. Когда я так работал, ко мне приходила удача, когда занимался бизнесом факультативно, терял много денег».

Все равно выходит боком

У Михаила Гончарова за плечами тоже многолетний опыт управления успешным бизнесом – сетью быстрого питания «Теремок – русские блины». И он столь же нетерпимо относится к ситуации, когда сотрудники пытаются сидеть на двух стульях одновременно. Это 100%-ный конфликт интересов получается, и, если работодатель такое позволяет, это либо лукавство, либо недальновидность, которая в итоге все равно выйдет боком, убежден Гончаров. Пусть даже подчиненный открывает свое дело в сфере, далекой от ресторанного рынка. «Это все равно приведет к расторжению наших трудовых отношений, – замечает он. – Мне нужно, чтобы весь интерес и мотивация находились внутри нашей компании, а не вне». Как исключение он еще может смириться с доходами от управления капиталом или недвижимостью. «Но опять же только в той мере, в какой это не меняет расстановку приоритетов и доходов», – замечает управляющий «Теремка».

Ни одного примера эффективного совмещения наемной работы и раскрутки собственного бизнеса он вспомнить не смог: «Единственное, что приходит в голову, – сотрудничество на взаимовыгодных условиях с бывшим сотрудником: тут никаких вопросов нет».

Валецкий тоже открыт к такому партнерству, если человек честно об этом расскажет и сделает выбор в пользу своего дела. «Многие мои бывшие сотрудники добились успеха в собственном деле, и я всегда за них рад, – уточняет он. – Если наши бизнес-интересы совпадали, то мы сотрудничали. Но сначала все они честно приходили и говорили, что хотят заняться своим делом. Таким людям я с удовольствием помогу советом или связями».