Московские офисы переходят на зеленые стандарты

Зеленый офис приносит компании выгоду и конкурентные преимущества, а сотрудникам – комфорт, считают эксперты. Но без государства ничего не получится

Как сокращаются затраты. 12%

трат на административные нужды сократили в московском отделении «Гринпис» за счет внедрения программы «Зеленый офис», рассказала Юлия Пронина, руководитель программы «Зеленый офис» «Гринпис России»

В Москве к 2015 г. число офисов, сертифицированных по зеленым экологическим стандартам, может увеличиться в 3 раза, заявила представитель по экологическим инновациям компании Jones Lang LaSalle, член Совета по экологическому строительству России Ксения Агапова на выставке «Мосбилд-2013». «Сейчас в общей сложности сертифицировано около 218 000 кв. м площадей», – уточнила эксперт. По прогнозам Агаповой, к 2015 г. эта цифра приблизится к 600 000.

«Переход на высокие экологические стандарты в офисном строительстве – это международная тенденция, – подтверждает Евгений Шварц, директор по природоохранной политике WWF России. – Только в нашей стране зеленые тенденции запаздывают: в странах Скандинавии уже в 2009 г. существовали национальные Green Office Councils и национальные системы сертификации, в России они начинают формироваться только сейчас». Впрочем, за два-три года должно произойти формирование и национальных стандартов, и рынка экологического аудита, подчеркивает Шварц.

Присоединиться к программе несложно – трудности возникают лишь на начальном этапе, считают в пресс-службе «Лукойла». Объясняется это тем, что вложения в экопомещения больше, чем при обустройстве обычного офиса, – для перехода на зеленые стандарты необходимо, например, установить новые системы вентиляции и водоснабжения.

«Речь идет о больших инвестициях, которые окупят себя в лучшем случае через 5–10 лет. Но то, что зеленый офис более экономичен, совершенно точно, – убеждена Светлана Башкатова, руководитель административного отдела KPMG в России и СНГ. – Отказ от пластиковых бутылок и одноразовой посуды, бережное использование бумаги, воды и электричества дают в масштабах года существенную экономию».

Участие в программе позволяет повысить имидж компании в глазах потребителей, утверждает руководитель программы «Зеленый офис» «Гринпис России» Юлия Пронина. «Для транснациональных компаний аренда или строительство зеленых помещений зачастую является обязательным требованием главного офиса компании», – вторит Агапова.

Одна из главных выгод от внедрения зеленых стандартов – повышение производительности труда, утверждает Башкатова: «Среднестатистический офис может быть крайне опасным с точки зрения экологии местом: специалисты насчитывают в помещениях до 900 различных вредных веществ».

«Международные исследования подтверждают положительное влияние зеленых зданий на продуктивность сотрудников, – соглашается Агапова. – Например, вид на улицу и возможность регулировать искусственное освещение снижают утомляемость, а система климат-контроля создает комфортный температурный режим». По ее мнению, зеленый офис становится одним из конкурентных преимуществ компании.

Некоторые новшества могут доставить сотрудникам дискомфорт, предупреждает Пронина, но негативные эмоции исчезнут, как только нововведение станет привычкой.

«Основная сложность возникла, когда в нашем офисе установили контейнеры для раздельного сбора вторсырья, – рассказывает руководитель пресс-службы компании Coca-Cola Владимир Кравцов. – Потребовалось время, чтобы люди запомнили: для бумаги и для пластика теперь отдельные корзины».

По мнению Прониной, чтобы сотрудники быстрее и легче привыкли к новшествам, важно рассказать, почему это важно. Не стоит пренебрегать и материальными способами мотивации. «В офисе Coca-Cola, например, ко Дню Земли мы подарили сотрудникам сертификаты на покупку садовых цветов и плодовых деревьев», – говорит Кравцов.

Хотя Шварц уверен, что никакая особая мотивация сотрудников дополнительно к снижению счетов за электричество и иных коммунальных платежей зачастую и не требуется.

«Единичных случаев перехода на новые стандарты недостаточно: чтобы стабилизировать экологическую обстановку, необходимо массовое внедрение зеленых технологий, – уверен Денис Колокольников, председатель совета директоров группы компаний RRG. – Ведь для девелоперов более высокие затраты на зеленое строительство очевиднее выгод от эксплуатации. Спасти ситуацию могла бы поддержка государства, например льготное кредитование экологичных проектов».

По словам генерального директора «Просперити проджект менеджмент», председателя правления Совета по экологическому строительству в России Алексея Полякова, даже при государственной поддержке зеленых инициатив существует риск, что на уровне компаний они не будут реализованы. Например, офисам, которые перешли на раздельный сбор вторичного сырья, необходимо приложить усилия и найти ответственную компанию по вывозу мусора, чтобы быть уверенными: отходы отправляются на переработку, а не свалены в одну кучу и не сожжены на ближайшем полигоне.