Как сделать работу чиновника более эффективной

В странах «двадцатки» сокращают госслужащих, дабы повысить эффективность оставшихся. В России же сокращениями проблемы не решить, убеждены эксперты: чтобы чиновники стали эффективнее, в госучреждениях должны действовать те же законы, что и в бизнесе
Fotolia/ PhotoXPress

В Главном управлении по информационной политике Московской области журналистка Екатерина Павлова, которую позвали туда руководить связями с печатными СМИ, продержалась два дня. «Несмотря на новое руководство, которое вроде бы хочет перемен, вся эта структура функционирует так медленно и печально! Аккредитовывая журналистов на конференцию, женщины со списками ходят из кабинета в кабинет, кого-то бесконечно вписывают и вычеркивают. Когда я спросила, почему бы не составить электронную таблицу и все вносить в нее, на меня посмотрели недобро», – вспоминает Павлова недолгий опыт работы на госслужбе.

Журналистка, по ее словам, должна была руководить отделом из четырех человек: «Да я одна могла бы делать такую работу! 80% этих псевдосотрудников можно уволить безболезненно, но при этом почти невозможно, – убеждена Павлова. – Их нельзя уволить просто так – за непрофессионализм. Надо обязательно что-то предложить взамен. Да еще те, кому по вкусу такая жизнь, держатся зубами за свои места! Ведь там можно с девяти до шести изображать работу вместо работы за хорошую зарплату».

«Типичные причины неэффективной работы госорганов были выявлены еще 20 лет назад в США, – напоминает Роман Иванов, старший партнер консалтинговой компании Formatta. – Это задержки финансирования, чрезмерная защищенность сотрудников госучреждений, низкая амбициозность руководителей, изменение законодательства без выработки механизмов его реализации, устаревшие IT-системы и плохие условия труда, низкая вовлеченность и мотивация сотрудников». Все это, по словам консультанта, приводит к формированию в госучреждениях атмосферы агрессивного бездействия.

Сокращают женщин

Во многих странах «большой двадцатки» сокращения в госсекторе уже начались, причем в первую очередь они затрагивают женщин. Как говорится в отчете компании «Эрнст энд Янг» Worldwide Index of Women as Public Sector Leaders (международный индекс участия женщин в управлении государственным сектором), госсектор Великобритании сократится к 2017 г. на 710 000 рабочих мест и работу потеряет в два раза больше женщин, чем мужчин. В некоторых европейских странах сокращения проводились в секторах, где традиционно доминируют женщины, – образовании, здравоохранении и социальном обеспечении. В Италии сокращено 19 700 рабочих мест, которые в основном занимали женщины, и в последующие годы планируется сократить еще 87 000 сотрудников в сфере образования. По аналогии с этим в прошедшем году госсектор в США сократился на 74 000 рабочих мест, причем 63 000 (85%) из них занимали женщины.

«Большое количество женщин в госсекторе вполне объяснимо – как правило, они работают на рядовых позициях и получают пусть невысокий, зато стабильный доход», – говорит Лариса Лутовина, управляющий директор консалтинговой компании Private Consulting Group. Предположения о том, что российский госсектор сократится за счет женщин, весьма сомнительны, полагает она: для рутинной бумажной работы – а именно в госучреждениях такой работы много – как раз подходят женщины.

Двое на одного

В начале марта временно исполняющий обязанности губернатора Московской области Андрей Воробьев заявил о необходимости оптимизации расходов областного бюджета за счет сокращения 1000–2000 региональных чиновников.

«У людей в бизнесе и на госслужбе совершенно разные мотивации, – рассказал «Ведомостям» попросивший об анонимности источник в том самом департаменте правительства Московской области, из которого уволилась Павлова. – Госслужащие руководствуются правилом: чем тише ты сидишь, тем дольше просидишь, а чем дольше просидишь, тем выше будет твое кресло. Воробьев обещал нам сокращения, и он их произвел, но все произошло более чем мягко. Сбрасывали совсем уж балласт. В госучреждениях есть такая схема – плановый недокомплект людей. Это когда в отделе работает, например, 20 человек, а на балансе числится 30 ставок. В конце года эти 20 получают зарплату 10 недостающих человек в качестве премии. Руководителям и работникам это выгодно – есть откуда премию платить, а если надо провести сокращения, сокращают 8–10 бюджетных ставок».

«На одного чиновника, который предоставляет услуги населению, приходится как минимум двое служащих, обеспечивающих его работу, – отмечает Илья Акишин, эксперт Центра региональных программ Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, ссылаясь на исследования своего института. – Речь идет о бухгалтерах, юристах, тех, кто занимается материальным обеспечением деятельности органов власти, сводно-аналитической работой, информированием населения и межведомственным взаимодействием, как правило, на таких позициях больше женщин».

Само по себе наличие этих функций ни хорошо, ни плохо – это необходимость, рассуждает Акишин: «Вопрос в нахождении точки равновесия». Лекарство против большого количества обслуживающего персонала в госучреждениях – централизация. В нескольких регионах уже проводят сокращения или отдают на аутсорсинг те или иные направления деятельности. В Тульской области, например, создается централизованная бухгалтерия органов исполнительной власти, которая позволит существенно сократить численность госслужащих».

Много или мало

Согласно указу президента (от 31 декабря 2010 г.) количество чиновников к 31 марта этого года должно было сократиться на 20%, напоминает Акишин. «Судя по данным Росстата, промежуточные реперные точки, скорее всего, достигнуты, – отмечает он. – Сейчас госсектор сократился на 10%, и произошло это в основном за счет сотрудников территориальных органов исполнительной власти».

Если же мы хотим понять, сколько чиновников приходится на душу населения, то лучше брать во внимание муниципальных служащих, отмечает эксперт: «Они наиболее близки к народу и в регионах оказывают больше влияния на жизнь населения, чем в Москве и Питере».

Институт государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ провел исследование и выяснил, что, например, число муниципальных служащих на 1000 человек населения в Приволжском федеральном округе составляет в среднем 4,2, а в Северо-Западном федеральном округе – 4,7. Различия могут быть достаточно существенными, говорит Акишин: от 2,5 в Татарстане до 7,3 и 7,1 в Нижегородской и Вологодской областях.

Много это или мало? По мнению Акишина, оценивать численность чиновников саму по себе не вполне корректно. Важно принимать во внимание и результаты их деятельности, подчеркивает он: «Так, Татарстан по итогам 2011 г. был признан Минрегионом наиболее эффективным субъектом. А это значит, что при таком количестве муниципальных служащих регион в целом развивается стабильно. Другой положительный пример – Чувашия (5-я в рейтинге), где 2,8 муниципальных чиновника на 1000 человек населения. Зато Нижегородская область с высоким значением количества муниципальных служащих занимает, в свою очередь, 15-е место, а Вологодская – 57-е место».

«Сами по себе сокращения не сделают госаппарат более эффективным, но вкупе с внедрением современных технологий, грамотным планированием и финансированием – вполне», – считает эксперт.

«Для исправления ситуации я бы рекомендовал госструктурам перенять три подхода из бизнеса, – отмечает Иванов. – Во-первых, нанимать на руководящие позиции людей только с определенным профилем – склонных к лидерству в решении проблем, экспертизе, управлении людьми и процессами. А вот склонность к предпринимательству и революционным идеям не принесет пользы. Во-вторых, многократно повысить приоритет клиентского сервиса – создать стандарты и перестроить процессы работы, исходя из единственного критерия – насколько это упрощает жизнь граждан. В-третьих, систематизировать работу с персоналом – упорядочить подбор, ввести регулярную оценку производительности и непрерывное внутреннее обучение».