От Сечина ушли два вице-президента

Два вице-президента «Роснефти» – Николай Иванов и Ольга Малышкина, перешедшие из ТНК-BP в конце марта, проработали всего месяц и уволились. Их не устроила корпоративная культура компании, считают хедхантеры
М.Стулов/ Ведомости

"Руководящий принцип всего процесса интеграции «Роснефти» и ТНК-BP – это синергия потенциалов двух компаний и эффективность каждого отдельно взятого сотрудника. Можно сказать однозначно, что лучших мы сохраним", – говорил представитель «Роснефти» еще до покупки 100% ТНК-BP. Малышкина, работавшая в ТНК-BP c 2004 г. вице-президентом управления систем снабжения, была одним из первых топ-менеджеров, которых президент «Роснефти» Игорь Сечин назначил на ключевые должности в объединенной компании в конце марта. Она возглавила центральный тендерный комитет «Роснефти» и департамент организации закупок в ранге вице-президента. Тогда же советником Сечина и директором департамента планирования, управления эффективностью, развития и инвестиций в разведке и добыче в ранге вице-президента стал Иванов, до этого занимавший пост первого заместителя исполнительного вице-президента по разведке и добыче ТНК-ВР.

Уход топ-менеджеров может быть связан с разницей корпоративных культур «Роснефти» и ТНК-BP, считает консультант Ward Howell Рустам Бостанов. И Иванов, и Малышкина – люди очень «бизнесовые» и привыкли добиваться высоких результатов. Вероятно, они ушли, потому что после перехода в «Роснефть» у них не было возможности самостоятельно формировать и принимать решения, предполагает он. Если корпоративная культура ТНК-ВР строилась по западным стандартам, то в «Роснефти» все совсем по-другому и людям хватило месяца, чтобы понять, что они не смогут работать в таких условиях, рассказывает знакомый топ-менеджеров.

Но еще до майских праздников оба топ-менеджера решили уволиться из «Роснефти», рассказали двое их знакомых. Уход Малышкиной и Иванова «обусловлен личным выбором менеджеров», уверяет представитель «Роснефти». Иванов отказался от комментариев. С Малышкиной связаться не удалось, но в ее профиле на Linkedin говорится, что она unemployed (безработная).

Ряд ведущих менеджеров ТНК-ВР, в частности Алексей Каравайкин (стал вице-президентом, директором департамента инвестиций, бизнес-эффективности и контролинга) и др., успешно вошли в руководящий состав компании и уже приняли участие в ряде крупных публичных мероприятий «Роснефти», добавляет представитель госкомпании.

Разницы управленческих культур не бывает, культура либо есть, либо ее нет, парирует источник в «Роснефти». Госкомпания исповедует культуру эффективности. Именно благодаря ей меньше чем за год она превратилась в крупнейший нефтегазовый концерн мира, добавляет собеседник «Ведомостей».

Представитель «Роснефти» утверждает, что сейчас идет «рабочий процесс» перехода сотрудников ТНК-ВР в кадровый состав «Роснефти». В среду с некоторыми подразделениями ТНК-BP встречались представители «Роснефти» и предлагали написать два заявления – об увольнении из ТНК-BP и о приеме на работу в «Роснефть», причем из условий объявляли только должность, рассказал «Ведомостям» сотрудник компании. На раздумье у сотрудников было время до конца дня, не согласных с этой схемой грозились не взять в «Роснефть», утверждает он. О таком «срочном устном поручении» из кадров «Роснефти» говорится в письме помощника первого заместителя исполнительного вице-президента по разведке и добыче «ТНК-BP менеджмента» Валерии Шупель (у «Ведомостей» есть копия).

Шупель отказалась от комментариев, а представитель «Роснефти» подчеркнул: «Это естественный процесс, обусловленный особенностями интеграции «Роснефти» и ТНК-ВР, в результате которой останется только «Роснефть». По его словам, в «Роснефть» переходит «значительное число» менеджеров ТНК-BP.

Работника нельзя просто перевести к новому работодателю, нужно сначала прекратить трудовые отношения со старым, а уже затем заключить трудовой договор с новым, отмечает советник юрфирмы Baker & McKenzie Евгений Рейзман. Но варианты оформления смены работодателя не ограничиваются увольнением по инициативе работника, утверждает он. Трудовой кодекс предусматривает возможность перевода к другому работодателю. При таком увольнении у сотрудников появляются дополнительные гарантии: новый работодатель не сможет установить для них испытательный срок или отказать в приеме на работу в течение месяца после увольнения, заключает Рейзман.