Кто должен платить за образование молодого специалиста

Подрастающие поколения россиян уже два десятка лет последовательно решают две серьезные жизненные задачи: 1) после выпуска из школы поступить в вуз; 2) после выпуска из вуза найти работу по специальности. И если первое удается не всем, но многим (в 2012 г. на 790 000 выпускников средней школы только бюджетных мест пришлось 490 000), то второе — почти никому.

В настоящее время около 70% молодежи до 24 лет не работает — это самый высокий уровень безработицы среди социальных групп. Более 60% выпускников вузов не работают по специальности. Молодые специалисты дольше ищут работу, они вынуждены проходить больше собеседований, ведь у них нет представления не только о том, как устроиться на работу, но и о том, как работать. Получить должность, соответствующую полученной профессии, удается, как правило, лишь в том случае, если на предприятии есть программы переподготовки, иначе берут человека с опытом.

Основная причина кадровой проблемы заключается в том, что в России нет государственного заказа на специалистов, а количество выделяемых вузам бюджетных мест не зависит от потребностей рынка труда. В советские времена по специальности работали практически все, кто заканчивал вуз. Смена профессий было явлением нечастым: требуемый уровень профессиональных знаний не позволял выпускникам трудиться в другой сфере без перепрофилирования.

Сейчас российское высшее образование к производству имеет весьма отдаленное отношение и фактически ограничивается социализирующей функцией. Для студентов вуз — это отсрочка от вступления во взрослую жизнь и получение не столько профессионального, сколько общего уровня образования. В результате большинство выпускников, получивших абстрактные теоретические и устаревшие практические знания, по профессии работать просто не готовы. Что остается? Торговля. Сейчас 40% вакансий на рекрутинговых сайтах приходится на отделы продаж. Но там большая текучка, немногие в этих отделах задерживаются - и стажа по специальности не получают.

При этом относительно приличную должность в практически любой сфере может получить каждый выпускник, знающий английский язык, владеющий ПК и имеющий... опыт работы от 2–3 лет. А как получить заветную запись в трудовую книжку, если без опыта в компанию не берут? Вот и приходится студентам набирать стаж заранее, совмещая учебу и работу, что еще больше затрудняет получение знаний.

В контексте этой проблемы очень интересен японский опыт. В Японии по специальности, полученной в высшем учебном заведении, работают почти все. Причина — у них введена система контрактных отношений «государство — вуз» и «вуз — обучающийся». По такой схеме выпускнику выгодно пойти работать по специальности, и именно это выгодно и государству.

В России идея перейти к контрактным отношениям обсуждалась на всех трех госсоветах, посвященных образованию, но дальше обсуждения дело так и не продвинулось. Почему это удалось японцам? Потому что японское государство не готовит бесплатно. В Японии более 80% вузов — негосударственные. И даже в государственных обучение по большинству программ студенты оплачивают, но не из своих средств, а деньгами корпораций, в которых они потом будут работать. Японцы заставили свой бизнес вкладывать в подготовку кадров. Именно поэтому бизнес не будет терпеть второсортный вуз. И система работает.

Российским компаниям тоже не запрещают инвестировать в высшее образование, но им это просто невыгодно. Потому что есть переизбыток бесплатно подготовленных специалистов, среди которых можно путем перебора найти лучших, после чего переучить недоученных. Но и эта схема уже перестает давать результат: по наблюдениям рекрутинговых агентств, в последнее время все больше московских компаний (до 40%) идут в вузы и колледжи, берут студентов на практику и стажировку и отбирают новых сотрудников во время обучения. Это положительная тенденция, но пока слишком слабая для того, чтобы выправить ситуацию. Нужна продуманная государственная политика подготовки специалистов, основанная на четком, адекватном мониторинге потребностей производства, грамотном анализе тенденций и трендов развития. И конечно, нужно серьезно ужесточить контроль государства за эффективностью расходования бюджетных средств — в данном случае на подготовку специалистов, бакалавров, магистров. Если вуз получил деньги на подготовку бакалавра по прикладной информатике, а выпускник пошел работать менеджером в салон сотовой связи, значит, вуз свои обязательства не выполнил и должен деньги вернуть. По-другому выйти из тупика, в который мы сейчас себя загоняем, не получится.