Бизнес в Бразилии развивается вопреки неблагоприятному климату

В Бразилии, как и в России, малый бизнес страдает от налогов и бюрократии. Но почему-то в отличие от России малый бизнес Бразилии все равно растет как на дрожжах

На бронзовом месте. 27

млн жителей. Бразилии в возрасте от 18 до 64 лет уже открыли или собирались открыть свой бизнес в 2011 г., такие цифры приводятся в докладе «Глобальный мониторинг предпринимательства», который ежегодно публикуют совместно ведущие бизнес-школы мира. Это означает, что примерно каждый четвертый бразилец из числа трудоспособного населения может считать себя предпринимателем. Таким образом, по количеству предпринимателей на душу населения Бразилия заняла третье место в списке 54 стран. А исследование, проведенное бразильским государственным исследовательским агентством (Ipea), выявило, что в Бразилии компании с количеством работников до 10 человек предоставляют 37 млн рабочих мест.

Когда Линда Роттенберг пе­ре­ехала в 1990-х гг. в Латинскую Америку, она была удивлена, что в местном варианте испанского и португальского языков нет слова «предприниматель». Роттенберг – президент Endeavor, международной неправительственной организации по поддержке предпринимательства. Она рассказывает, что почти все латиноамериканские студенты, с которыми она тогда разговаривала, хотели работать в госструктурах.

С годами ситуация поменялась. Экономика региона стала более открытой, местные фондовые рынки бурно развиваются. Отношение к малому бизнесу изменилось, а в местном португальском появилось слово для обозначения предпринимателя – empreendedor.

Знают и любят

В международном сообществе наиболее известен бразильский предприниматель Хорхе Пауло Леманн, который недавно объединился с Уорреном Баффеттом для покупки Heinz. На слуху также название компании Embraer, третьего по величине в мире коммерческого производителя самолетов. Эта крупная компания до сих пор придерживается стратегии так называемого «внутреннего предпринимательства». Иными словами, она постоянно рискует, инвестируя средства в новые продукты и новые линии.

В самой Бразилии популярны Андре Эстевес – бизнесмен, который создал крупнейший национальный инвестбанк BNG Pactual, – и основатели Peixe Urbano, интернет-платформы коллективных покупок (бразильская версия Groupon).

Предпринимательство – настолько заметная часть современной бразильской культуры, что одним из главных персонажей популярного бразильского сериала Avenida Brasil («Проспект Бразилия») стала предпринимательница, продающая продукцию для волос, которую она изготавливает в своем магазинчике-мастерской в городских трущобах.

Мало историй успеха

Последние 10 лет бизнес в Бразилии развивается быстрыми темпами, а бразильские предприниматели все больше мыслят глобальными, а не только узконациональными категориями, говорит Патрик Ариппол, бразильский предприниматель из американской Кремниевой долины и директор венчурного фонда DGF Investimentos в Сан-Паулу. «Теперь многие наши предприниматели понимают, что можно работать за рубежом. Мы выйдем за пределы Бразилии и Латинской Америки и будем вести бизнес на глобальном уровне», – уверен он. И добавляет: «Правда, нам до сих пор не хватает ярких историй успеха. Таковые в принципе есть, но их не так много, как в США».

Результаты многочисленных исследований заставляют думать, что Бразилия все же стала страной предпринимателей. Согласно исследованию, проведенному в прошлом году в бразильских университетах Endeavor, 60% студентов подумывают открыть свой бизнес. В опросе приняли участие 46 университетов, из которых 91% предлагал курсы и программы, так или иначе связанные с предпринимательством.

По мнению Endeavor, проблема Бразилии в том, что в этой стране трудно выделить из общей массы предпринимателей по-настоящему важных и влиятельных бизнесменов. В стране множество компаний, которые сосредоточены на быстром росте и масштабировании бизнеса. Они используют новые технологии, рождают интересные идеи, применяют новые методы в менеджменте или новые бизнес-модели. Одни компании работают на международном уровне (они рождают идеи, интересные глобальным рынкам), другие – на национальном (они прививают идеи, привнесенные из-за рубежа), третьи – на местном уровне (они пытаются воплотить идею в реальность в своем регионе).

Из неформатной экономики

Бразильская предпринимательская культура вышла из «неформальной» экономики, говорит Клаудио Хаддад, основатель и президент Insper, бразильской бизнес-школы, при которой создан крупный предпринимательский центр. Обычно бизнес в Бразилии начинается так: человек покупает автофургон, ездит и предлагает какие-либо услуги. Зачастую он даже не регистрирует фирму. «Не у многих есть амбиции и желание вырастить крупную национальную компанию, не говоря уже о выходе за рубеж», – считает Хаддад.

Проблема кроется частично в государственном регулировании экономики и так называемом custo Brasil («издержки Бразилии»). Бразильское законодательство облегчает жизнь совсем маленьким компаниям, предоставляя им налоговые послабления и упрощая бюрократические процедуры. Но как только компания подрастает, она тут же подпадает под действие других законов, написанных для крупного бизнеса. Затраты моментально увеличиваются.

Хаддад считает, что чинимые препятствия приводят к чрезмерной концентрации в Бразилии небольших предприятий. Ведь только крупная компания может позволить себе нанять армию юристов и бухгалтеров, нужную для покупки другого бизнеса или для управления франшизными предприятиями. Выход из ситуации прост: государство должно дать бизнесу развиваться, объясняет Дэниел Айзенберг, профессор из Babson Global, подразделения Бэбсон-колледжа в Массачусетсе. Правительства, считает он, должны отказываться от регрессивных налогов, например от налога на доход, и любых других поборов, сокращающих оборот наличности в компании. В случае Бразилии требуются реформы, которые улучшили бы бизнес-климат в стране и дали возможность компаниям применять лучшие мировые практики ведения бизнеса.