Бывший следователь Скотланд-Ярда шпионит за картинами

Ричард «Шпион» Эллис шпионит не за людьми, а за картинами: возвращает владельцам украденные произведения искусства, лишая мировую мафию одного из главных источников финансирования

Преступники – одновременно враги и приятели Эллиса. После посещения Собрания Уоллеса, где представлены картины Фрагонара и Каналетто, 63-летний Эллис собирается выпить «с кем-то, кого считают бывшим террористом». Сыщик точно знает: это общение помогает ему более качественно выполнять работу.

Чего не следует делать с украденной картиной. 1986 г.

В этом году Мартин Кэхилл по прозвищу Генерал украл 11 картин из дома барона Альфреда Бейта (тогда – один из владельцев компании De Beers). Первое, что пришло в голову Кэхиллу, – закопать картины. После того как Генерал понял, что картины просто так не продать, он попытался сбросить их на черном рынке (где произведения искусства продаются за несколько процентов от их подлинной стоимости). В итоге только две картины были проданы. Вырученных за них денег нерадивому преступнику хватило лишь на наркотики.

Эллис под видом коллекционера или страховщика разыскивает украденные картины. Общение с персонажами криминального мира помогало ему успешно работать следователем в Скотланд-Ярде, где он возглавлял художественный и антикварный отдел (занимается раскрытием преступлений, связанных с кражей предметов искусства). Сейчас эти полезные связи помогают Эллису возвращать украденные шедевры уже частным клиентам.

Записная книжка Эллиса – реликвия, напоминающая о минувшей эре британской полиции. Эллис скучает по тому короткому периоду, когда государство ставило перед следователями задачи первой важности. «Я застал лучшее время работы полиции. В 1970-х гг. я был детективом. Это было жутко весело. Сейчас все по-другому», – вспоминает Эллис. Теперь ему больше нравится работать для частных лиц.

Во время работы в художественном отделе лондонской полиции Эллис участвовал во многих крупных делах: помог вернуть картину «Крик» Эдварда Мунка, украденную из Национальной галереи Норвегии в 1994 г., несколько страниц из альбома Джона Джеймса Одюбона «Птицы Америки», похищенных из Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. Он шел по следу картин из Великобритании, Ирландии, Китая, Египта.

Вообще-то Эллис – из семьи врачей. И мог бы стать врачом, но однажды в его школу пришли полицейские и рассказали о профессии: «Я провел целый день с отрядом из полиции нравов и загорелся». Придя работать в полицию, Эллис занялся уголовными расследованиями.

Отец Эллиса в свободное от работы время писал картины. И двоюродная бабушка была художницей – шла по стопам Джона Роддэма Спенсера Стэнхоупа (английский художник, прерафаэлит). Однажды родителей Эллиса, увлекавшихся коллекционированием картин и антиквариата, обокрали. И тогда Эллис решил провести самостоятельное расследование. Так две страсти молодого следователя – любовь к искусству и шпионажу – слились в одну.

На собственном опыте сыщик понял, что воры, которые крадут картины, никогда не делают работу небрежно, они в отличие от остальных коллег по цеху всегда крайне профессиональны и хорошо разбираются в рынке. «Похитители находят ахиллесову пяту в системе безопасности, – рассказывает Эллис. – После чего ты не можешь просто снять картину со стены и по-быстрому загнать ее первому попавшемуся покупателю».

Схема кражи произведения искусства по заказу какого-то криминального босса, как это было в первом фильме о Джеймсе Бонде «Мистер Ноу», не имеет ничего общего с реальностью, убежден Эллис. За всю 20-летнюю карьеру в художественном и антикварном отделе он никогда не встречал такого заказчика. «Но произведения искусства могут использоваться как средства для финансирования криминала, в том числе наркодилеров и террористов. Это намного опаснее, чем утрата культурного наследия», – считает Эллис. Поиски картины Яна Вермеера не слишком занимают городскую полицию, которая сосредоточена на подавлении антисоциального поведения, огорчается Эллис. Такой подход «может воздействовать на мелких грабителей, угоняющих чужие машины или проникающих в чужие дома, а на серьезных преступников – нет», полагает он.

Согласно данным ФБР, «террористические организации в качестве главного источника дохода использовали средства от продажи антиквариата. Мухаммед Атта в 1999 г. пытался продать антиквариат, чтобы финансировать теракт 11 сентября 2001 г.».

Упорство всегда было ключевым качеством Эллиса – и на работе в лондонской полиции, и в частной практике. Разница лишь в том, за кем ты с таким упорством охотишься – за преступником или за произведением искусства. Но и в том и в другом случае необходимы полезные связи. «Поговорите с преступником, и вы поймете, как устроена их работа» – с этими словами Эллис отправляется на ланч.