Главный секрет настоящего лидера: забудь о себе, думай о других

Гендиректор Hays в России делится наблюдениями об успешном лидерстве
Fotolia / PhotoXPress

Отличный профессиональный опыт, дополнительное бизнес-образование, уверенность в себе, целеустремленность - все это, безусловно, важно для успешной карьеры руководителя. Но отличным управленцем, бесспорным лидером человека делает понимание психологии, способность понять и оценить человеческие мотивы и потребности каждого своего сотрудника.

1. Управление или лидерство? Важно разделять эти два понятия. Для того чтобы руководить людьми, т. е. успешно ставить задачи и контролировать их выполнение, необходимы профессионализм, знание отрасли, т. е. экспертность, а также такие управленческие компетенции, как определение точек контроля, понимание функционала и бизнес-процессов, правильная постановка задач. При этом важно всегда помнить, что любой бизнес успешным или провальным делают... его сотрудники. То есть люди. Лидер - это именно тот человек, который умеет эффективно управлять людьми. Лидерство, в свою очередь, невозможно без довольно высокого уровня EQ. Эмоциональная составляющая лидерства включает в себя весьма многочисленные компоненты. Назову основные из них: это умение слышать, понимать людей, уметь точно понимать их мотивацию и даже иной раз делать это лучше их самих. Важно уметь расставлять акценты и ставить задачи, мотивируя людей на то, что важно и ценно для каждого из них индивидуально. Еще важнее - контролировать свои эмоции, не поддаваться негативу и уж тем более ни в коем случае не транслировать его в "корпоративном эфире".

2. Общая цель. Еще один важный аспект лидерства - уметь сформулировать и осознать общую цель и последовательно вести свою команду именно к ней. Если у всей команды такого понимания не сформировано, то каждый будет выполнять лишь собственный функционал и не станет держать в голове общие цели бизнеса - от выполнения годового плана до стратегического лидерства на рынке. При таком подходе утрачивается синергия от общего взаимодействия, что всегда опасно.

3. Постоянный анализ. Успешный лидер и управленец - это человек, который занимается внутренним и внешним анализом происходящего. Что бы ни происходило, какие бы испытания ни посылались, в первую очередь он должен задать себе вопрос: почему эта ситуация случается сейчас и какие выводы я должен сделать? Что привело меня в эту точку времени и пространства? Следствием каких моих решений или невнимания стала сложившаяся ситуация? На этом уровне нужно быть предельно честным и развести между собой внешние причины, на которые у нас нет влияния, и причины внутренние, которые нам подконтрольны, и беспристрастно проанализировать последние.

4. Ошибаться полезно. Каждый имеет право на ошибку, и важно прощать себя за свои ошибки и позволять людям сделать их собственные. Нередко, пройдя через испытания, такие как, к примеру, непонимание структуры бизнеса или сопротивление поставленным задачам, ваш подчиненный получит важный опыт и станет частью команды. Не каждый лидер осознает, что ошибка - это естественный и зачастую неминуемый этап к пониманию целей бизнеса и осознания своей роли в команде.

5. Саморазвитие с проекцией на коллектив. Задача лидера - развиваться, ставить себе новые задачи, эволюционировать. Задача успешного лидера - развивать также и своих подчиненных, ставить им новые задачи, выводить их на новые уровни. Если успех дела зацикливается и замыкается на одной лишь персоне лидера, его неспособность “достать всем рыбу”, доведись такому произойти, оставит всех в растерянности. Гораздо выгоднее научить коллег “правильно держать удочку” при любых обстоятельствах, чтобы сделать команду эффективной, а бизнес - успешным.

6. Не забывайте никогда, что ваши подчиненные - взрослые люди с собственными интересами. Эти интересы необходимо учитывать, если вы рассчитываете быть успешным менеджером с уникальной командой. Прорыв в бизнесе совершается командой воодушевленных людей, так что парадигму "я выиграл - ты выиграл" еще никто не отменял.

7. Расширяйте границы. Влияние лидера в процессе работы выходит за пределы его физических возможностей. Сказанные настоящим лидером слова продолжают жить, распространяя его влияние как внутри компании, так зачастую и далеко за ее пределами.

8. Доверяйте людям. Отпускайте их в «свободный полет». Это единственный способ вырастить ответственность в сотрудниках. Это так же, как в детстве - мы бы никогда не освоили путь до школы, если бы мама однажды не отпустила нас одних. Вопрос только в том, насколько вовремя это сделано.

9. Дорожите завоеванным доверием. Лидером не может быть тот человек, в котором команда сомневается. Не бойтесь ошибаться, но бойтесь разочаровать, всегда будьте честны и открыты. Понимайте, в каком направлении хотят двигаться люди. Находите правильные аргументы, взвешивайте свои слова и поступки. И идите только в том направлении, в котором действительно считаете для всех правильным идти.

10. Не считайте даже самую мелкую проблему или неурядицу недостойной вашего внимания - раз к вам с ней пришли, значит, так надо. Как только люди перестанут к вам обращаться со своими проблемами или переживаниями, значит, они решили, что вы либо некомпетентны, либо вам все равно. В любом случае лидером вы больше для них не являетесь.

Автор - генеральный директор Hays в России

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать