Все чаще в мире бизнес наследуют не сыновья, а дочери

Раньше одной компанией чаще всего управляли вместе отец и сын. А теперь все чаще отцы и дочери в тандеме руководят компаниями и именно дочери становятся преемницами отцов в бизнесе
Fotolia/ PhotoXPress

В зале заседания совета директоров производственной компании Ebac, что на северо-востоке Англии, сидят мужчина и женщина. Они непринужденно обмениваются мнениями и высказывают идеи, только что пришедшие им в голову. Это совсем не похоже на производственное совещание, скорее - на диалог двух родных людей.

Джон Эллиотт и Памела Петти и в самом деле близкие родственники. Отец и дочь руководят компанией Ebac с годовой выручкой в 20 млн фунтов стерлингов и намерены утроить этот показатель, вдохнув новую жизнь в британскую отрасль по производству стиральных машин и морозильных шкафов.

«Твоя сильная сторона - инженерные знания. А я лучше разбираюсь в бизнес-показателях и цифрах», - говорит 46-летний управляющий директор Памела Петти своему 70-летнему отцу Джону Эллиотту, основателю и председателю совета директоров компании. Эллиотт занимается разработкой продукта. «Папа всегда придумывал лучшие идеи», - улыбается Петти.

Благодаря техническим знаниям Эллиотта Ebac одна из первых вышла на рынок осушителей воздуха и кулеров для воды в 1970 г. «Признаюсь, я не очень хороший менеджер. Многое не могу довести до ума», - качает головой отец. А дочь подхватывает: «Меня никогда не волновало, думают ли люди, что я лучше его или что он лучше меня». Разница в возрасте подразумевает, что Эллиотт опытнее дочери, но она уверена, что некоторые вещи знает гораздо лучше отца.

В зал входит другая дочь Эллиотта, Аманда Херд. Она операционный директор. И ей тоже потребовалось много лет, чтобы взобраться наверх по карьерной лестнице в Ebac. «Многие думают, что ты занимаешь свой пост из-за того, что ты дочь владельца. Поэтому надо заставить людей себя уважать», - включается она в беседу.

Мировая мода

Все чаще отцы и дочери руководят компаниями в тандеме и именно дочери становятся преемниками отцов в бизнесе. Эта тенденция наблюдается во всем мире, свидетельствует Дениз Кеньон-Рувине, профессор и один из директоров центра семейного бизнеса в швейцарской школе бизнеса IMD.

Один из самых ярких примеров - женщина из Кувейта, которая начала работать в компании отца и потом единолично возглавила бизнес. И это при том, что у нее были братья, а она сама не была старшим ребенком в семье. Все началось с того, рассказала эта женщина профессору Кеньон-Рувине, что отец стал брать ее на деловые встречи и познакомил с бизнес-партнерами. «Он всем давал понять, что уважает меня. А значит, люди вокруг тоже должны меня уважать», - объяснила женщина.

Кеньон-Рувине говорит, что никто пока не исследовал проблему взаимоотношений отцов и дочерей в бизнесе. Она может назвать только аналитический доклад американской страховой компании MassMutual, где утверждается: количество компаний, возглавляемых дочерьми основателей, в 1998 г. составляло 25% от общего числа семейных предприятий. К 2003 г. таких компаний стало уже 34%.

Трудная гармония

Дочерям основателя легче построить карьеру по стопам отца еще и потому, что в семейной компании все ждут наследников и с уважением относятся к обязанности женщины воспитать новое поколение. Карьера молодой мамы не страдает после рождения ребенка, говорит Кеньон-Рувине. Обе дочери Эллиотта, и Петти, и Херд, вырастили каждая по трое детей, пока строили карьеру в Ebac.

Но из этого вовсе не следует, что дочерям на работе легко. «Я требую от Памелы больше, чем от других. Она ни в коем случае не должна обмануть ожиданий команды», - говорит Эллиотт.

Тесные семейные связи гарантируют гармонию в бизнес-процессах. Например, Джулия Лайтфут, финансист по специальности, вошла в бизнес отца, когда ей был 21 год. Она знала, что отец нуждается в помощи, но знала также характер отца и не была уверена, что они сработаются.

К тому моменту, когда Лайтфут начала работать в компании, ее отец уже год руководил бизнесом из дома. «Папа дал мне два года, чтобы доказать, что я умею работать», - рассказывает девушка.

Позже Лайтфут стала управляющим директором. Ее отец все еще оставался председателем совета директоров. «Мы часто спорили. У нас были совершенно разные навыки, и мы яростно доказывали друг другу свою правоту», - вспоминает отец Лайтфут. За 15 лет Solar Solve, которая тоже находится на северо-востоке Англии, задолжала банкам 30 000 фунтов стерлингов ($51 410). Молодая Лайтфут справилась с этой ситуацией за два года. Сегодня у компании нет долгов и она мировой лидер по производству солнцезащитных экранов. 90% продукции компания экспортирует за рубеж, в 80 стран мира. Бизнес приносит прибыль, а его оборот растет на 10% в год.

Выбор в пользу дочери

Ни в Ebac, ни в Solar Solve не было ситуации, чтобы бизнесом после отца было некому управлять кроме дочерей. У Петти и Херд, например, есть брат. Но он предпочел стать поваром. Лайтфут-старший говорит, что его сын Дэвид, близнец Джулии, помог ему создать компьютерную систему компании, но работает постоянно в другом месте. Тем более что из отца и сына на тот момент вряд ли получились бы хорошие партнеры. «Мы только сейчас постепенно начинаем сотрудничать», - уточняет Лайтфут-отец.

Однако в этой ситуации трудно будет разделить бизнес между детьми, когда отец-основатель уйдет в мир иной или просто уволится. Лайтфут-старший собирается продать компанию, чтобы оба близнеца получили одинаковую долю в капитале. У Джулии Лайтфут уже есть собственный пакет акций.

Эллиотт выбрал другой путь. Он передал компанию трастовому фонду на тех условиях, что ее нельзя будет ни купить, ни продать. Нельзя будет также вынести производство за границу. Петти же говорит, что, узнав эту новость, поняла: она никогда и не думала о продаже компании и готова работать здесь до самой пенсии.