Почему владельцу бизнеса трудно стать менеджером

М.Стулов/ Ведомости

Владельцы российских компаний за последнее время стали ключевой аудиторией бизнес-школ. Они хотят научиться быть менеджерами. Вот только, как показывает наша практика, пока это редко кому удается. И на то есть системные причины. Первое, что часто делают консультанты, начав работать с компанией, - формулируют главные цели, цели верхнего уровня, стоящие перед ней. А цели верхнего уровня - это, естественно, цели, поставленные перед первым лицом компании.

При этом оказывается, что при всей схожести экономических резонов, влияющих на любой бизнес, можно четко проследить два типа отношения первых лиц к стандартному набору мер по достижению целей верхнего уровня (порой схожих): в компаниях с наемным (еще говорят, регулярным) менеджментом и в компаниях, где основной владелец играет роль первого лица.

В самом по себе стремлении большинства владельцев бизнесов к самостоятельному управлению нет ничего удивительного: автократия плодит автократию. С Властью должен разговаривать Первый. Так вот, меры, которые мы реализуем в проектах, - это всякий раз способ упростить генеральному директору управление компанией. Например, построение внятной организационно-штатной структуры компании - что это, если не упрощение управления людьми, их вознаграждением, карьерой, мотивацией? А система премирования по показателям деятельности, увязанным с целями верхнего уровня, - что это, если не способ сонаправить деятельность людей на достижение общих целей - целей, стоящих перед компанией? Сомнение в качестве проектов оставим за скобками, это всегда лишь вопрос качества управления как со стороны заказчика, так и со стороны консультанта. Дело техники, другими словами.

Однако оказывается, что проекты такого рода почти всегда полноценно реализуемы в компаниях, только если их первые лица - наемные директора. Лишь в этом случае проекты доводятся до конца и становятся практикой, закрепленной де-юре и де-факто. Любопытно, что когда владелец - CEO большого холдинга, то наименее структурированная компания в холдинге - управляющая компания.

Причина, конечно, не во владельцах, они чаще всего весьма незаурядные люди. Причина в самих управленческих инструментах - любой из них, помогая управлять, ограничивает возможности проявления власти. Это как лестница: она облегчает путь наверх, но лимитирует размер шагов. Для того чтобы запереть себя в клетку институциональных ограничений, нужно очень хорошо понимать - зачем. Зачем?

На наш взгляд, затем, чтобы дать возможность наемным менеджерам делать свою работу. Ведь им-то лестница нужна.