Сотрудникам опальных банков санкции не грозят

Секторальные санкции, под которые попали пять крупнейших российских банков, не окажут влияния на их кадровую политику. По крайней мере, пока
А. Таранин

На прошлой неделе пять российских банков - Сбербанк, Газпромбанк, ВЭБ, ВТБ и Россельхозбанк (РСХБ) - попали под секторальные санкции Евросоюза. Как уже писали «Ведомости», финансовым институтам теперь ограничен выход на европейский и американский рынки капитала. По оценке аналитиков Райффайзенбанка, в течение 2014-2015 гг. ВТБ и Банку Москвы нужно выплатить по долговым заимствованиям $2,3 млрд, Газпромбанку - $1,95 млрд, Сбербанку - $1,5 млрд (по оценке «Сбербанк CIB» - $1,7 млрд с учетом синдицированных долгов). Санкции совпали по времени с общим замедлением темпов роста экономики, снижением активности на финансовых рынках и оттоком капитала. В июне российские банки привлекли у населения 126,7 млрд руб. - на 8% больше, чем годом ранее. За пять лет это самый низкий рост. А с начала года средства физлиц в банках и вовсе сократились - на 0,4%.

Заняты другим

«Ведомости» поинтересовались, изменится ли кадровая политика банков в связи с санкциями и ухудшением конъюнктуры на рынке. «На данный момент не предполагается изменений в кадровой политике банка», - заверили в пресс-службе банка ВТБ. «Газпромбанк не планирует изменений в своей кадровой политике, так как всегда взвешенно относился к планированию: еще до введения санкций мы закладывали умеренный прирост совокупных показателей в части количества сотрудников и фонда оплаты труда», - заверила Екатерина Трофимова, член правления Газпромбанка.

«В перспективе мы видим постепенное снижение численности персонала Сбербанка», - говорит Полина Тризонова из пресс-службы Сбербанка России. Но сокращение персонала - часть долгосрочной стратегии банка, которая направлена на повышение эффективности бизнеса и продолжается не один год. «Процесс будет происходить максимально безболезненно, естественным путем, в том числе за счет результатов оптимизации штатной структуры, ухода людей на пенсию, - говорит она. - Снижение связано с объективными процессами, которые уже начали происходить в Сбербанке и во всей банковской отрасли. Речь прежде всего идет о развитии удаленных каналов обслуживания клиентов». По ее словам, сегодня уже около 80% операций частные клиенты совершают через банкоматы, банковские терминалы, интернет и мобильный банк. В будущем эксперты компании ожидают, что роль электронных каналов связи между клиентом и банком будет расти. Постепенно станут уходить в «цифру» и продажи банковских продуктов. «Таким образом, даже с учетом роста объема бизнеса нам понадобится меньше специалистов для «технического» обслуживания клиентов, возрастет значимость сотрудников, обеспечивающих продажу сложных банковских продуктов и услуг», - поясняет Тризонова.

На рынке все спокойно

«Число вакансий в банковской сфере в июле практически не изменилось», - констатируют эксперты Superjob.ru. «Количество вакансий в банковской сфере этим летом растет, - говорит Глеб Лебедев, директор по исследованиям HeadHunter. - Думаю, что в августе рост будет на том же уровне, а в сентябре станет еще более значительным. Очевидно, что работодатели из банковской сферы в данный момент не собираются сокращать количество открытых вакансий». За последний месяц (июль 2014 г. в процентах к июню 2014 г.), по данным HeadHunter, прирост вакансий в банковской сфере составил 10%. Аналогичный показатель прошлого года составил 4%. По мнению Анны Имас, гендиректора Job.ru, часть банков сократила бюджеты на подбор ранее, часть - выжидает и ведет осторожную рекрутинговую политику. По ее оценкам, спад активности подбора касается в основном высшего менеджмента.