Бизнес-образование находится в кризисе

Д.Гришкин/ Ведомости

Если внимательно рассмотреть историю МВА, то станет очевидно, что к бизнес-магистратуре было немало придирок на протяжении всего прошлого века. В том числе программы МВА критиковались за излишнюю академичность и оторванность от бизнеса. Несколько лет назад мы пережили очередной кризис МВА. Пик нападок совсем не случайно совпал с мировым финансовым кризисом.

Не последнюю роль в дискредитации англосаксонской модели МВА сыграли китайцы. Являясь основными иностранными потребителями бизнес-образования в Великобритании и США, они стали и первыми носителями негативной обратной связи.

Разочарование было связано с тем, что бизнес-магистратура не давала результата, на который ориентировался студент. А это либо существенный рост оборотов собственного бизнеса, либо увеличение зарплаты в компании как естественное следствие повышения уровня компетенций и профессионализма.

Постепенно в этом стал убеждаться весь остальной мир. А так как российская модель МВА - тень англосаксонской, то спустя несколько лет и российские выпускники МВА ощутили на себе отсутствие положительного эффекта.

Навскидку около 85% преподавателей МВА в России не имеют никакого отношения к бизнесу. Все чаще в студенческих аудиториях встречаются люди, которые в бизнесе разбираются лучше, чем те, кто пытается их учить. Это и есть один из главных дискредитирующих факторов МВА. Впрочем, сюда можно отнести любое длинное бизнес-образование, не только МВА.

Перед любым владельцем образовательной программы стоит задача снизить ее себестоимость. Почему бы не сэкономить на преподавателях в условиях ограниченного бюджета? Все, что нужно, - это окружить нанятых спикеров аурой академичности, соблюсти внешние требования и формальности в виде ученой степени. Кроме того, во многих бизнес-школах России на протяжении 10-20 лет не актуализируются кейсы - опять же из соображений экономии. А метод бизнес-кейсов - это основа бизнес-образования во всем мире и поэтому самый дорогой его компонент. Нет ничего дороже и ценнее, чем личное участие в ситуации, решение реальных бизнес-задач.

Итак, на сегодняшний момент мы можем предъявить классической МВА не так уж и мало претензий: низкую вовлеченность преподавателей в бизнес, устаревшие кейсы и на этом фоне неоправданно высокую стоимость программ. Многие слушатели МВА в Европе и США влезают в огромные кредиты. Срок их выплаты может составлять до 25 лет после получения диплома. Но потребители образовательных услуг научились считать. Они больше не хотят платить за голую теорию.

Но есть и хорошая новость. Идя на поводу у потребителя, МВА-образование меняется. Знания, не подкрепленные практикой, уже начинают вытесняться компетенциями. Формируется новая идеология - идеология образования от носителей живого бизнес-контента.

Понятно, что компетенции могут продавать только те люди, которые ими действительно владеют. За уникальный прикладной контент из опыта топ-менеджеров или владельцев крупнейших компаний рынка не просто есть смысл платить. Тут есть смысл платить любые деньги. Потому что они-то знают, о чем говорят. Возможно, они неважные спикеры, совсем не шоумены. Но материал от таких людей несравнимо ценнее, чем информация от преподавателей, которые никогда «не стояли у станка».

Высокий класс и инновационность покажут те учебные заведения, которые реализуют образовательную модель, при которой реальные управленцы из топовых компаний обучают слушателей реальным компетенциям (жаргонизм «реальные» читать как «применимые в российской бизнес-среде»). Это и будет называться анти-МВА или ответ устаревшему бизнес-образованию.