На подходе поколение, для которого работа не главное в жизни

В глазах сотрудников все меньшую ценность приобретают карьерный рост, имидж работодателя и возможность обучения. На подходе поколение, для которого работа вообще не главное в жизни
А. Таранин

Наиболее значимой мотивацией для российских сотрудников было и остается материальное вознаграждение, выяснили специалисты международного рекрутингового агентства Kelly Services, проведя в мае - июне опрос среди 5939 человек - преимущественно белых воротничков из Москвы (47%), Санкт-Петербурга (13%) и регионов (40%). Если человека полностью устраивает зарплата, он готов даже мириться с рутиной, регулярными переработками, неофициальным трудоустройством и отсутствием социальных гарантий. Для части респондентов даже не важно собственное отрицательное отношение к компании. Некоторые ради денег готовы терпеть еще и недружелюбных коллег, придирчивых начальников и плохие условия труда.

Популярный график

И вместе с тем требования россиян к работодателю за последние два года изменились. Для них стал менее важен карьерный рост - его значимость отметили только 38% респондентов по сравнению с 45% тех, кто участвовал в опросе в 2012 г. Снизилась также привлекательность таких факторов, как возможность обучения (18%, ранее - 22%) и положительный имидж компании (15%, ранее - 18%).

Люди стали больше внимания обращать на возможность участия в масштабных и интересных задачах (37% против 35% двумя годами ранее), комфортную атмосферу в компании (37 и 35% соответственно), официальное трудоустройство (36 и 34%), зарубежные проекты и командировки (17 и 16%), профессионализм коллег (18 и 16%). Гибкий график труда (15%) показал наибольший рост симпатий российских работников и увеличился на 4%. По отзывам экспертов компании, популярность этого фактора будет развиваться в 2014-2015 гг.

«Опросы среди пользователей нашей платформы показали: люди все больше значения придают балансу рабочего и личного времени, - говорит Иван Кузнецов, представитель сайта Workle.ru, который предлагает дистанционную занятость. - Многие работники и работодатели прекрасно осознают, что традиционная пятидневка с восьмичасовым графиком не гарантирует эффективности труда. Этот принцип был внедрен в производстве около 100 лет назад и сегодня для множества профессий и направлений безнадежно устарел».

Бесстрашные и бесцельные

Сотрудники, которым сейчас сильно за 30, так называемое поколение Х, активно пересматривает свои позиции: если раньше для них были важны карьера и стабильность, то сейчас они готовы получать меньшую зарплату, но иметь гибкий график работы и возможность повышения квалификации, делится наблюдениями Инна Китаева, руководитель управления кадровой политики Объединенной транспортной компании, в которой менеджер среднего звена получает 50 000-60 000 руб., а руководящее звено среднего уровня - 100 000-120 000 руб.

Что касается более молодого поколения, то оно совершенно по-другому относится к работе - более легко, продолжает она: «Несмотря на нехватку опыта, они не боятся ошибаться, не боятся потерять работу - для них это вообще не ценность. Соответственно, они быстрее учатся, легче нарабатывают связи, их не тормозят предрассудки, которым подвержены старшие, нет страха за будущее».

«Амбициозных сотрудников, ориентированных на карьеру, престиж, имидж, всегда было меньшинство», - считает Вера Бояркова, директор по персоналу компании «Леруа Мерлен восток».

«В России изменилось само отношение к культуре труда, - категорична Наталья Курская, HR-директор инвестиционной компании «Анкор инвест». - Новое поколение соискателей - люди в возрасте 21-23 лет мечтают работать в красивых офисах, в красивой одежде, в ореоле успешности. Часто кандидаты на собеседовании говорят скорее о мечтах и лишь единицы - о целях. А между тем целеполагание - главный залог успеха. В результате такого поверхностного отношения у людей снижается мотивация к инвестированию в себя - развитию личных качеств, обучению и сертификации».

Подход ребенка

Несмотря на то что обучение россияне больше не рассматривают в качестве главного мотивирующего фактора, компании продолжают в него инвестировать. Равно как и в создание собственного положительного имиджа. «Мы обучаем логистов, бухгалтеров и других сотрудников и тратим на это около 100 000-150 000 руб. в год на человека», - рассказывает Китаева. «На обучение персонала и развитие HR-бренда мы выделяем в среднем 1,5 млн руб. в год», - говорит Виталий Ткаченко, гендиректор ГК VTM.

«Пользователи сайта Workle.ru не называют обучение значимым мотивирующим фактором, хотя вовлечены в него почти половина из них, - отмечает Кузнецов. - Все ключевые этапы работы на нашей платформе связаны с обучением - допуск к работе, переход на карьерный уровень и т. д. Очевидно, работники перестают воспринимать его как нечто отдельное».

Показательно, что, как только компания в дополнение к базовому бесплатному обучению ввела платные курсы, они стали пользоваться устойчивым спросом - пользователи отслеживают акции и специальные предложения. «Если обучение подается исключительно как бесплатная опция, то его ценность для работника стремится к нулю», - замечает Кузнецов.

«Это широко известный феномен - бесплатные рекомендации, даже если они очень важные, игнорируются, приобретенные навыки не используются, - объясняет Любовь Горбунова, партнер консалтинг-центра «Шаг». - Но как только человек должен за ту же самую рекомендацию заплатить, он находит обоснование для своих трат: «Это для меня важно». Или принимает решение: «Мне это не нужно. Не готов платить». И в том и в другом случае это решение уже совершенно иного уровня - оно осознано, проверено. Именно поэтому для нас, управленческих консультантов, готовность заказчика платить за консалтинг является показателем того, что он действительно хочет что-то менять».

«Когда человек за что-то платит, он чувствует свое превосходство, повышается его самооценка, - соглашается Татьяна Тихолаз, психолог клиники «Сесиль плюс». - Кроме того, получать бесплатное - это подход ребенка. Когда ты платишь, это более взрослая позиция, позиция ответственности. Плата - цена - ценность. То, во что мы вкладываем деньги, мы больше боимся потерять».