Растет разрыв в доходах старшего и младшего поколений

В Европе растет разрыв в доходах старшего и младшего поколений. Экономис­ты считают, что «потерянное поколение» не сможет наверстать упущенных возможностей
Marc Hill/ Bloomberg

В возрасте 30 лет родители итальянки Серены Виолано уже имели хорошую стабильную работу, собственный дом неподалеку от Неаполя и двух дочерей. Серена же, которой сейчас 31 год, несмотря на престижный диплом юриста, до сих пор делит свою бывшую детскую комнату в родительском доме со старшей сестрой. Дни и ночи напролет молодая женщина готовится к экзамену, который нужно сдать, чтобы стать нотариусом. Это ее очередная попытка найти стабильную и доходную работу.

34-летний друг Серены перебивается на краткосрочных контрактах. Пара даже не смеет мечтать о такой жизни, которую в возрасте 30 лет поколение их родителей воспринимало как нечто само собой разумеющееся. «Нашим родителям все доставалось гораздо легче. У них была возможность построить собственную жизнь. У нас же нет никаких гарантий на будущее», - жалуется Виолано.

Типичная история

Ситуация сестер Виолано с их несбывшимися надеждами и сохранившейся зависимостью от родителей типична для современной Европы, где после кризиса наметился большой разрыв в доходах старшего и младшего поколений. Европейцы в возрасте до 35 лет почти не имеют возможности построить карьеру, достичь того уровня достатка и получить те же социальные гарантии, которые некогда имели в том же возрасте их родители.

В Италии и в Испании уровень занятости трудоспособного населения моложе 40 лет падает с 2008 г. В то же время в группе населения в возрасте старше 40 уровень занятости либо остается стабильным, либо даже немного растет. Старшее поколение многие десятилетия чувствовало себя на работе защищенным, профсоюзы следили за тем, чтобы работникам повышали зарплату, а перспективы жизни на пенсии были самыми радужными. Сегодняшняя молодежь может рассчитывать лишь на низкооплачиваемые краткосрочные контракты, что создает пропасть между ее доходами и доходами старшего поколения. Во многих европейских странах работодатели неохотно нанимают людей на долгосрочные контракты из-за строгого законодательства в сфере труда и огромного налога с зарплатного фонда. Причем часть этого налога идет в пенсионный фонд, увеличивая пенсии старшего поколения. Родители молодых и сами этим недовольны. Их великовозрастные дети никак не могут покинуть родительское гнездо и начать строить собственную жизнь.

Тормоз экономики

По данным европейского агентства социальных исследований Eurofond, количество европейцев в возрасте от 18 до 29 лет, живущих вместе с родителями, выросло с 44% в 2007 г. до 48% в 2011 г. По всей Европе ускорилось обнищание молодых.

Эта непростая ситуация может иметь последствия для будущего Европы, экономика которой сейчас переживает небольшой подъем после кризиса, считают экономисты. Длительные периоды безработицы так или иначе будут сказываться на доходах молодого поколения еще много лет, тормозя не только рост личного благосостояния, но и развитие экономики в целом. Согласно докладу, опубликованному в январе 2013 г. аналитической компанией TD Economics, в ближайшие 20 лет недополученный молодыми доход в таких странах, как Испания и Греция, где безработица среди молодежи достигает 50%, может привести к падению ВВП на 8 и 6% соответственно.

Низкооплачиваемые работы на краткосрочных контрактах получили распространение в Италии и в Испании в 1980-е и 1990-е гг. Эта мера должна была облегчить молодым людям поиск работы, потому что работодатели могли легче их нанимать и легче увольнять. К 1998 г. 25% молодых итальянцев работали внештатниками. Сегодня, по данным Евростата, на краткосрочных контрактах работает уже 50% молодых итальянских работников.

Массовые увольнения последних пяти лет ударили в основном по молодежи, так как сокращать внештатников было легче. Это еще больше усугубило проблему. Так, в Испании уровень занятости среди работников моложе 30 лет сократился с 2007 г. вдвое, составив всего 32%. Уровень занятости старшего поколения за это же время не изменился.

Первый контракт

В 2006 г., когда испанская экономика переживала подъем, Данна Доминго устроилась в аптеку одной из больниц Жироны, где она занималась изготовлением лекарств по рецепту. Двадцатичетырехлетнюю девушку взяли на временный контракт, который в течение пяти лет все время продлевали на разные сроки - то всего на несколько дней, но на три месяца. Доминго не могла претендовать ни на карьерный рост, ни на повышение зарплаты. Банки не давали ей ипотеку, а арендодатели не хотели подписывать с ней договор о съеме квартиры.

Девушка даже попыталась пройти дополнительные тренинги, чтобы повысить уровень своего профессионализма, но ситуация не изменилась. В 2012 г. ее уволили из больницы за попытки подработать в другом месте. Только в этом году Доминго наконец удалось получить первый в ее жизни долгосрочный контракт. И то на работу по графику частичной занятости. Молодая женщина работает по вечерам в отделении радиологии одной больницы, получая менее 1000 евро в месяц. Но теперь она хотя бы может оформить ипотеку, съехать от родителей и попытаться создать семью.