В Москве решили заработать на продвижении детских проектов

В Москве множатся детские проекты, но их продвижением до сих пор никто специально не занимался. Бюро Kidsters решило восполнить этот пробел. За восемь месяцев его оборот составил 2,5 млн руб.
Маша Варанд (слева направо), Маша Романова и Ксения Будина не проводят мастер-классов для детей, они помогают детским брендам встать на ноги/ С. Портер/ Ведомости

Лия Ривкина, основательница проекта Minikin, вот уже несколько лет увлечена идеей строительства большой детской приключенческой площадки в Подмосковье. «Параллельно у меня есть хобби - устраивать открытые игровые пространства, - рассказывает она. - Экспериментировала я на сыне - построила ему домик на сваях, тарзанку и качели. В какой-то момент поняла, что этим готова заниматься всю жизнь. Но есть одно но. Я не продавец. Ко мне приходили друзья, говорили, что такие домики, сделанные своими руками, нужно продавать. В итоге одна из подруг увидела статью об открытии бюро Kidsters и переслала мне».

И у предпринимательницы состоялась встреча с владелицами бюро - Машей Варанд и Машей Романовой. «Мне понравился их профессионализм, - вспоминает Ривкина. - Не было обещаний, что вот сейчас продажи «попрут», не было панибратства. Была искренность в общении». В течение месяца женщины помогали Ривкиной в запуске своей страницы в сетях Instagram и Facebook. Эта услуга вместе с консультацией стоила ей около 30 000 руб. Сотрудничество не прошло даром: за последние две недели Ривкина получила три предложения по оформлению игрового пространства.

Навык в кубе

Бюро Kidsters - агентство по поддержке и развитию проектов для детей. Оно было создано без помощи инвесторов, исключительно силами трех молодых мам - Варанд, Романовой и Ксении Будиной, у каждой из которых по двое детей.

Будина окончила факультет журналистики МГУ в 2001 г., после чего работала в рекламных агентствах Leo Burnett и Publicis. В бюро она отвечает за мероприятия. Креативную и административную часть работ на себя взяли Романова и Варанд. В 2008 г. Романова с красным дипломом окончила Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов и до Kidsters занималась почти только PR-деятельностью. Варанд, как и Будина, окончила МГУ (экономический факультет).

Начать собственный бизнес женщины смогли благодаря проекту, который в 2010 г. придумала Варанд, - Kidsters.ru. Это интернет-журнал для родителей. К моменту знакомства трех будущих предпринимательниц он был уже довольно популярным.

В 2011 г. случилось знаковое для Романовой, Будиной и Варанд событие: последнюю позвали в только что обновившийся парк Горького «сделать что-нибудь для детей». Она организовала там детские маркеты, а Романова была их PR-менеджером. Познакомившись в это время с Будиной, женщины решили с головой уйти в детство: Романова стала работать на Kidsters.ru, а Варанд и Будина придумали и открыли в том же парке Горького «Зеленую школу». А спустя некоторое время создали бюро Kidsters (на основе Kidsters.ru).

«Сначала знакомые и друзья обращались к нам с просьбой написать об их проекте или отредактировать текст на сайт, - вспоминает Варанд. - Потом стали поступать заказы о проведении фестивалей или создании детской зоны на мероприятиях. Вначале мы это делали бесплатно, так как сайт не был коммерческим. Но вскоре поняли, что услуги, в которых каждая из нас являлась экспертом, можно продавать».

«У нас есть клиент - компания, которая пытается через Facebook продавать недешевую картонную мебель, - говорит Романова. - Мы объясняем этой компании: людям не нужна картонная мебель как таковая, зато им нужна легкая, необычная, красивая мебель для детской. То есть картон нужно ставить на последнее место. Аудитории нужно говорить так: «Представьте, что у вас есть красивый книжный шкаф в форме, например, собачки, который если и упадет, то никого не покалечит. Его можно использовать как игрушку - скатываться с хвоста как с горки, возить за собой на веревочке. Шкаф очень прочный, так как изготовлен из специального картона, из которого делают лопасти военных вертолетов».

«На каком-то этапе нам понадобилось экспертное мнение, - рассказывает Ольга Томшина, создательница российского дизайнерского бренда детской одежды Brick-box. - Мы получили аудит проекта, точнее, его презентации в интернет-пространстве, ряд замечаний и критики и сейчас внедряем в жизнь предложения. У нас уже повысилась посещаемость сайта, и она стабильно растет, правда, продажи пока остаются на прежнем уровне».

Вложились по минимуму

Какое-то время предпринимательницы работали без дохода. Для Варанд это стало возможным благодаря тому, что обеспечение семьи взял на себя муж, а Романова, уволившись с работы, получила выходное пособие, которое позволило ей несколько месяцев не думать об аренде квартиры и зарплате няни.

Первоначальные инвестиции составили около 300 евро. Они пошли на запуск сайта Burokidsters.ru. Деньги также понадобились для участия в фестивале «Старт-ап», на котором основательницы бюро проводили консультации, правда, совсем небольшие - на изготовление полиграфии и оплату труда помощниц ушло около 15 000 руб.

«Постепенно у нас стали появляться клиенты, - говорит Варанд. - Ими стали детские интернет-магазины, клубы на этапе постройки - словом, люди, которые хотели сделать какой-то бизнес в области детства». Сегодня заказчиков гораздо больше: это и производители детской мебели, и создатели архитектурных курсов для детей, и организаторы фестивалей, и даже руководители школ, которые хотели бы красивую фотосъемку для выпускных классов.

По словам Варанд, когда проект только запустился, было трудно объяснять, чем именно занимается бюро: некоторое время процесс шел хаотично, предпринимательницы хватались за все. Но сейчас они четко прописали: бюро Кidsters брендирует детские стартапы. «Мы не занимаемся маркетингом в целом, продажами и т. п., - поясняет Варанд. - И не делаем мастер-классов для детишек». Предпринимательницы уточняют: они не PR-агентство. Поэтому не считают, что у них есть прямые конкуренты. «Наши конкуренты скорее косвенные, - рассуждает Романова. - Это все рекламные агентства, оказывающие подобные услуги. Мы же специализируемся только на детских проектах». Продажей своих услуг женщины занялись не так давно - с декабря прошлого года. Оборот бюро Кidsters за это время составил 2,5 млн руб.

«Такие проекты могут стать хорошей площадкой для молодых компаний детского сектора, которым нужно взаимодействовать и сотрудничать, - убеждена Томшина. - И возможностью для молодых стартаперов встретить потенциальных партнеров и клиентов».

«На этапе старта передо мной стояла задача создать лояльную аудиторию и вывести бренд на уровень узнаваемости. Сделать это было нелегко, - вспоминает Анна Васильева, основательница компании Happy Baby Monster. - И хотя у меня за спиной прошлое в качестве бренд-менеджера, я не исключаю, что в какой-то момент мне может понадобиться консультация коллег со стороны».

Игроки в теме

Что касается рекламных и маркетинговых компаний, то они не отказываются от «малышей». «Мы готовы работать и работаем со стартапами, причем вместе с заказчиком ищем наиболее оптимальное решение по методу и стоимости исследования, - говорит Светлана Ольшанская, директор по работе с клиентами агентства маркетинговых исследований Smartberry Research. - Конечно, всегда есть ограничения - мы не можем провести опрос по всей России за 30 000 руб. Но сделать онлайн-опрос на сайте клиента с целью понимания профиля целевой аудитории, корректировки ассортимента, повышения полезности сайта и уложиться при этом в минимальный бюджет можно».

«Мы предъявляем ко всем стандартные требования, хотя для местных стартапов, особенно с гуманистической начинкой, делаем все значительно дешевле, чем для матерого мультинационального бизнеса, - вторит Наталья Степанюк, гендиректор и основатель агентства IQ marketing. - Как говорится, нет плохих бюджетов, есть плохие идеи». По ее мнению, в том, что тот или иной рынок делится на игроков «в теме», тоже нет ничего рискованного. И даже наоборот: узкая направленность может быть вполне перспективной. Все зависит от опыта, креатива и предприимчивости самих участников таких проектов, соглашается Ольшанская.