В Москве решили заработать на продвижении детских проектов
Лия Ривкина, основательница проекта Minikin, вот уже несколько лет увлечена идеей строительства большой детской приключенческой площадки в Подмосковье. «Параллельно у меня есть хобби - устраивать открытые игровые пространства, - рассказывает она. - Экспериментировала я на сыне - построила ему домик на сваях, тарзанку и качели. В какой-то момент поняла, что этим готова заниматься всю жизнь. Но есть одно но. Я не продавец. Ко мне приходили друзья, говорили, что такие домики, сделанные своими руками, нужно продавать. В итоге одна из подруг увидела статью об открытии бюро Kidsters и переслала мне».
И у предпринимательницы состоялась встреча с владелицами бюро - Машей Варанд и Машей Романовой. «Мне понравился их профессионализм, - вспоминает Ривкина. - Не было обещаний, что вот сейчас продажи «попрут», не было панибратства. Была искренность в общении». В течение месяца женщины помогали Ривкиной в запуске своей страницы в сетях Instagram и Facebook. Эта услуга вместе с консультацией стоила ей около 30 000 руб. Сотрудничество не прошло даром: за последние две недели Ривкина получила три предложения по оформлению игрового пространства.
Навык в кубе
Бюро Kidsters - агентство по поддержке и развитию проектов для детей. Оно было создано без помощи инвесторов, исключительно силами трех молодых мам - Варанд, Романовой и Ксении Будиной, у каждой из которых по двое детей.
Будина окончила факультет журналистики МГУ в 2001 г., после чего работала в рекламных агентствах Leo Burnett и Publicis. В бюро она отвечает за мероприятия. Креативную и административную часть работ на себя взяли Романова и Варанд. В 2008 г. Романова с красным дипломом окончила Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов и до Kidsters занималась почти только PR-деятельностью. Варанд, как и Будина, окончила МГУ (экономический факультет).
Начать собственный бизнес женщины смогли благодаря проекту, который в 2010 г. придумала Варанд, - Kidsters.ru. Это интернет-журнал для родителей. К моменту знакомства трех будущих предпринимательниц он был уже довольно популярным.
В 2011 г. случилось знаковое для Романовой, Будиной и Варанд событие: последнюю позвали в только что обновившийся парк Горького «сделать что-нибудь для детей». Она организовала там детские маркеты, а Романова была их PR-менеджером. Познакомившись в это время с Будиной, женщины решили с головой уйти в детство: Романова стала работать на Kidsters.ru, а Варанд и Будина придумали и открыли в том же парке Горького «Зеленую школу». А спустя некоторое время создали бюро Kidsters (на основе Kidsters.ru).
«Сначала знакомые и друзья обращались к нам с просьбой написать об их проекте или отредактировать текст на сайт, - вспоминает Варанд. - Потом стали поступать заказы о проведении фестивалей или создании детской зоны на мероприятиях. Вначале мы это делали бесплатно, так как сайт не был коммерческим. Но вскоре поняли, что услуги, в которых каждая из нас являлась экспертом, можно продавать».
«У нас есть клиент - компания, которая пытается через Facebook продавать недешевую картонную мебель, - говорит Романова. - Мы объясняем этой компании: людям не нужна картонная мебель как таковая, зато им нужна легкая, необычная, красивая мебель для детской. То есть картон нужно ставить на последнее место. Аудитории нужно говорить так: «Представьте, что у вас есть красивый книжный шкаф в форме, например, собачки, который если и упадет, то никого не покалечит. Его можно использовать как игрушку - скатываться с хвоста как с горки, возить за собой на веревочке. Шкаф очень прочный, так как изготовлен из специального картона, из которого делают лопасти военных вертолетов».
«На каком-то этапе нам понадобилось экспертное мнение, - рассказывает Ольга Томшина, создательница российского дизайнерского бренда детской одежды Brick-box. - Мы получили аудит проекта, точнее, его презентации в интернет-пространстве, ряд замечаний и критики и сейчас внедряем в жизнь предложения. У нас уже повысилась посещаемость сайта, и она стабильно растет, правда, продажи пока остаются на прежнем уровне».
Вложились по минимуму
Какое-то время предпринимательницы работали без дохода. Для Варанд это стало возможным благодаря тому, что обеспечение семьи взял на себя муж, а Романова, уволившись с работы, получила выходное пособие, которое позволило ей несколько месяцев не думать об аренде квартиры и зарплате няни.
Первоначальные инвестиции составили около 300 евро. Они пошли на запуск сайта Burokidsters.ru. Деньги также понадобились для участия в фестивале «Старт-ап», на котором основательницы бюро проводили консультации, правда, совсем небольшие - на изготовление полиграфии и оплату труда помощниц ушло около 15 000 руб.
«Постепенно у нас стали появляться клиенты, - говорит Варанд. - Ими стали детские интернет-магазины, клубы на этапе постройки - словом, люди, которые хотели сделать какой-то бизнес в области детства». Сегодня заказчиков гораздо больше: это и производители детской мебели, и создатели архитектурных курсов для детей, и организаторы фестивалей, и даже руководители школ, которые хотели бы красивую фотосъемку для выпускных классов.
По словам Варанд, когда проект только запустился, было трудно объяснять, чем именно занимается бюро: некоторое время процесс шел хаотично, предпринимательницы хватались за все. Но сейчас они четко прописали: бюро Кidsters брендирует детские стартапы. «Мы не занимаемся маркетингом в целом, продажами и т. п., - поясняет Варанд. - И не делаем мастер-классов для детишек». Предпринимательницы уточняют: они не PR-агентство. Поэтому не считают, что у них есть прямые конкуренты. «Наши конкуренты скорее косвенные, - рассуждает Романова. - Это все рекламные агентства, оказывающие подобные услуги. Мы же специализируемся только на детских проектах». Продажей своих услуг женщины занялись не так давно - с декабря прошлого года. Оборот бюро Кidsters за это время составил 2,5 млн руб.
«Такие проекты могут стать хорошей площадкой для молодых компаний детского сектора, которым нужно взаимодействовать и сотрудничать, - убеждена Томшина. - И возможностью для молодых стартаперов встретить потенциальных партнеров и клиентов».
«На этапе старта передо мной стояла задача создать лояльную аудиторию и вывести бренд на уровень узнаваемости. Сделать это было нелегко, - вспоминает Анна Васильева, основательница компании Happy Baby Monster. - И хотя у меня за спиной прошлое в качестве бренд-менеджера, я не исключаю, что в какой-то момент мне может понадобиться консультация коллег со стороны».
Игроки в теме
Что касается рекламных и маркетинговых компаний, то они не отказываются от «малышей». «Мы готовы работать и работаем со стартапами, причем вместе с заказчиком ищем наиболее оптимальное решение по методу и стоимости исследования, - говорит Светлана Ольшанская, директор по работе с клиентами агентства маркетинговых исследований Smartberry Research. - Конечно, всегда есть ограничения - мы не можем провести опрос по всей России за 30 000 руб. Но сделать онлайн-опрос на сайте клиента с целью понимания профиля целевой аудитории, корректировки ассортимента, повышения полезности сайта и уложиться при этом в минимальный бюджет можно».
«Мы предъявляем ко всем стандартные требования, хотя для местных стартапов, особенно с гуманистической начинкой, делаем все значительно дешевле, чем для матерого мультинационального бизнеса, - вторит Наталья Степанюк, гендиректор и основатель агентства IQ marketing. - Как говорится, нет плохих бюджетов, есть плохие идеи». По ее мнению, в том, что тот или иной рынок делится на игроков «в теме», тоже нет ничего рискованного. И даже наоборот: узкая направленность может быть вполне перспективной. Все зависит от опыта, креатива и предприимчивости самих участников таких проектов, соглашается Ольшанская.