Российские гендиректора повзрослели, достигнув среднемирового возраста

Российские гендиректора повзрослели, достигнув среднемирового возраста, утверждают эксперты. На омоложение первых лиц компаний надежды мало
А. Таранин

MBA не их конек. 92%

первых лиц крупнейших глобальных компаний имеют высшее образование, причем женщины чаще изучали бизнес, а мужчины - экономику

18%

генеральных директоров во всем мире получили степень MBA

Как выглядит обычный руководитель крупной мультинациональной компании, решили выяснить исследователи американской фирмы Qlik. Для этого месяц назад они собрали и проанализировали данные по 100 компаниям - участникам индекса FTSE и 250 генеральным директорам Великобритании, а также по генеральным директорам крупнейших компаний Азиатско-Тихоокеанского региона, Германии и Швейцарии.

Послужной список

Оказалось, что среднестатистический генеральный директор в разных странах - это мужчина в возрасте 54 лет, получивший образование в Гарварде, Оксфорде или Кембридже. Предыдущей позицией для генеральных директоров чаще всего была должность управляющего директора. Реже руководители компании переходили на этот пост с должности финансового директора. Судя по данным Qlik, первые лица компании удерживаются на своих постах не очень долго. Самая высокая текучесть кадров среди гендиректоров в Японии, где 68% занимают свою должность менее пяти лет, это значительно выше среднего показателя по миру (52%).

Анализ открытых источников показал, что чаще всего руководители компаний имеют экономическое или бизнес-образование (реже экономистов и обладателей дипломов MBA встречались дипломированные инженеры и юристы). Что касается университетов, то следующими по популярности после Гарварда и Оксфорда среди гендиректоров крупнейших мировых компаний оказался Манчестерский университет, Имперский колледж Лондона и Токийский университет.

Из подсчетов Qlik очевидно, что лишь 4% среди генеральных директоров всего мира составляют женщины. Наибольшая доля женщин среди руководителей компаний в Индии - 8%, причем именно женщины там возглавляют все крупнейшие финансовые компании. Вслед за Индией по доле женщин-директоров в рейтинге следуют Великобритания и Австралия (5%). Для сравнения: в Японии и Гонконге все генеральные директора являются мужчинами.

Менеджеры не стареют

«В нашей стране отличия определенно есть, - рассказывает «Ведомостям» Алексей Артеменко, региональный директор Qlik по России и СНГ. - У нас более молодой рынок, и институт бизнес-менеджмента зародился значительно позднее, чем в США и странах Европы, что сказывается и на составе топ-менеджмента».

«Средний возраст генеральных директоров в России - 45-50 лет, причем практически для всех отраслей и типов компаний, возможно, с небольшим присутствием 40-45-летних», - утверждает Анна Кофф, управляющий партнер хедхантинговой компании RosExpert. Она отмечает, что времена, когда руководить компаниями в нашей стране приходили совсем юные люди, прошли. «В 90-х возраст иностранного руководителя как раз и находился в диапазоне от 45 до 50 лет, это были зрелые люди, имеющие большой опыт работы в различных странах. Сейчас молодые менеджеры, которые тогда пришли на первые позиции, как раз достигают возраста своих предшественников», - говорит Кофф.

«Менеджеры не стареют», - уверен Даниил Рыбак, председатель совета партнеров Executive Search компании Odgers Berndtson. По его наблюдениям, в настоящее турбулентное время в бизнес приходят управленцы, имеющие обширный опыт, получившие хорошее, часто международное образование, владеющие международными практиками и, что очень важно, имеющие силы, энергию и мотивацию трансформировать компании и предприятия, поскольку именно трансформация является одной из основных задач для компаний сегодня.

«Чтобы понять, как за последние лет 10 изменился портрет гендиректора в России, нужно взглянуть на современный бизнес-ландшафт, - советует партнер Ward Howell Павел Плаксин. - Вызовы сегодняшнего времени таковы, что успешные бизнес-модели быстро устаревают, конкурентная среда обостряется, рынки не растут, требования акционеров к генеральным директорам возрастают. Добиваться результатов сложнее. Как следствие - собирательный портрет гендиректора нашего времени - это «скромный достижитель», который не боится неопределенности, смелый, но не тревожный, являющийся «чемпионом» в чем-либо».

Динозавры мутируют

В 2010 г. RosExpert провел масштабное исследование «Профиль российского СЕО», вспоминает Кофф. В то время, по ее словам, российского руководителя отличали высокий интеллект, отличные навыки работы с информацией, стрессоустойчивость и интуиция. Однако в очень важных компетенциях российские СЕО отличались от профиля западного успешного руководителя - в стиле поведения и принятия решений в публичном режиме, во взаимодействии с другими людьми. В 2010 г. руководители часто стремились производить впечатление уверенных в себе, жестких, самодостаточных людей, не признающих ошибки и не знающих сомнения. Их способности к коммуникациям - слушанию, готовности к обсуждению и поиску компромиссов - были скорее низкими, а в мотивации сотрудников и коллег они скорее полагались на негативные факторы.

Сейчас, на взгляд Анны Кофф, ситуация изменилась. «Да, по-прежнему российские руководители скорее более интеллектуальны, технократичны, нежели их зарубежные коллеги. Они по-прежнему больше полагаются на личные аналитические способности. Но вместе с тем на первый план вышли навыки выстраивания отношений: способность советоваться, способность подбирать сильную команду, настроенную на выработку разноплановых согласованных решений. Интуиция современных руководителей подкреплена способностью быстро адекватно реагировать на изменения, на открытость новому. В цене - динамичность, способность договариваться. Мы фактически становимся свидетелями того, как самодостаточные, жесткие, авторитарные руководители, как огромные неповоротливые динозавры, уступают место более быстрым, а подчас и более хищным видам. Настоящее лидерство приходит на смену первенству», - резюмирует партнер RosExpert.

«Теперь важно, чтобы генеральный директор был способен фокусироваться на долгосрочных операционных изменениях (работе с себестоимостью, оптимизации бизнес-процессов), а не на быстром «прорывном» результате, как раньше», - уверен Плаксин. В этом, на его взгляд, основное отличие от портрета гендиректора прошлого десятилетия.

Фактор риска

По мнению Рыбака из Odgers Berndtson, за последние 10 лет произошли кардинальные изменения: технологические, демографические и т. д. К примеру, в России в промышленном секторе практически вымыт слой профессионалов в возрасте 30-35 лет, основной костяк составляют возрастные специалисты и молодежь, которая начала приходить в этот сектор рынка на начальные позиции. По словам Рыбака, тенденция такова, что скоро основная управленческая команда будет состоять преимущественно из молодых лидеров 30-35 лет. Даже консервативные индустрии стремятся продвигать молодых профессионалов на высокие позиции. При этом топ-менеджер должен быть ориентирован на людей, на их мотивацию и раскрытие потенциала. Топ-менеджер должен понимать, что это поколение обладает другим представлением о свободе, это те самые представители поколения Y, на которых все больше переориентируется бизнес. Они не готовы работать в условиях авторитарного управления. Для достижения эффективности им нужны максимально простые процессы, а путь принятия решений должен быть максимально коротким.

«Вряд ли можно ожидать тотального омоложения руководителей, - считает Кофф из RosExpert. - Дело в том, что при всех ярких и востребованных талантах, навыках, которые проявляют руководители до 40 лет, им просто недостает личностной и управленческой зрелости. Эта зрелость приходит с опытом прохождения кризисов, преодоления ошибок и сложных ситуаций. И это как раз тот случай, когда молодость и незнание поражений становятся скорее фактором риска».