Статья опубликована в № 3660 от 26.08.2014 под заголовком: Гендиректора созрели

Российские гендиректора повзрослели, достигнув среднемирового возраста

Российские гендиректора повзрослели, достигнув среднемирового возраста, утверждают эксперты. На омоложение первых лиц компаний надежды мало
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
А. Таранин
MBA не их конек. 92%

первых лиц крупнейших глобальных компаний имеют высшее образование, причем женщины чаще изучали бизнес, а мужчины - экономику

18%

генеральных директоров во всем мире получили степень MBA

Как выглядит обычный руководитель крупной мультинациональной компании, решили выяснить исследователи американской фирмы Qlik. Для этого месяц назад они собрали и проанализировали данные по 100 компаниям - участникам индекса FTSE и 250 генеральным директорам Великобритании, а также по генеральным директорам крупнейших компаний Азиатско-Тихоокеанского региона, Германии и Швейцарии.

Послужной список

Оказалось, что среднестатистический генеральный директор в разных странах - это мужчина в возрасте 54 лет, получивший образование в Гарварде, Оксфорде или Кембридже. Предыдущей позицией для генеральных директоров чаще всего была должность управляющего директора. Реже руководители компании переходили на этот пост с должности финансового директора. Судя по данным Qlik, первые лица компании удерживаются на своих постах не очень долго. Самая высокая текучесть кадров среди гендиректоров в Японии, где 68% занимают свою должность менее пяти лет, это значительно выше среднего показателя по миру (52%).

Анализ открытых источников показал, что чаще всего руководители компаний имеют экономическое или бизнес-образование (реже экономистов и обладателей дипломов MBA встречались дипломированные инженеры и юристы). Что касается университетов, то следующими по популярности после Гарварда и Оксфорда среди гендиректоров крупнейших мировых компаний оказался Манчестерский университет, Имперский колледж Лондона и Токийский университет.

Из подсчетов Qlik очевидно, что лишь 4% среди генеральных директоров всего мира составляют женщины. Наибольшая доля женщин среди руководителей компаний в Индии - 8%, причем именно женщины там возглавляют все крупнейшие финансовые компании. Вслед за Индией по доле женщин-директоров в рейтинге следуют Великобритания и Австралия (5%). Для сравнения: в Японии и Гонконге все генеральные директора являются мужчинами.

Менеджеры не стареют

«В нашей стране отличия определенно есть, - рассказывает «Ведомостям» Алексей Артеменко, региональный директор Qlik по России и СНГ. - У нас более молодой рынок, и институт бизнес-менеджмента зародился значительно позднее, чем в США и странах Европы, что сказывается и на составе топ-менеджмента».

«Средний возраст генеральных директоров в России - 45-50 лет, причем практически для всех отраслей и типов компаний, возможно, с небольшим присутствием 40-45-летних», - утверждает Анна Кофф, управляющий партнер хедхантинговой компании RosExpert. Она отмечает, что времена, когда руководить компаниями в нашей стране приходили совсем юные люди, прошли. «В 90-х возраст иностранного руководителя как раз и находился в диапазоне от 45 до 50 лет, это были зрелые люди, имеющие большой опыт работы в различных странах. Сейчас молодые менеджеры, которые тогда пришли на первые позиции, как раз достигают возраста своих предшественников», - говорит Кофф.

«Менеджеры не стареют», - уверен Даниил Рыбак, председатель совета партнеров Executive Search компании Odgers Berndtson. По его наблюдениям, в настоящее турбулентное время в бизнес приходят управленцы, имеющие обширный опыт, получившие хорошее, часто международное образование, владеющие международными практиками и, что очень важно, имеющие силы, энергию и мотивацию трансформировать компании и предприятия, поскольку именно трансформация является одной из основных задач для компаний сегодня.

«Чтобы понять, как за последние лет 10 изменился портрет гендиректора в России, нужно взглянуть на современный бизнес-ландшафт, - советует партнер Ward Howell Павел Плаксин. - Вызовы сегодняшнего времени таковы, что успешные бизнес-модели быстро устаревают, конкурентная среда обостряется, рынки не растут, требования акционеров к генеральным директорам возрастают. Добиваться результатов сложнее. Как следствие - собирательный портрет гендиректора нашего времени - это «скромный достижитель», который не боится неопределенности, смелый, но не тревожный, являющийся «чемпионом» в чем-либо».

Динозавры мутируют

В 2010 г. RosExpert провел масштабное исследование «Профиль российского СЕО», вспоминает Кофф. В то время, по ее словам, российского руководителя отличали высокий интеллект, отличные навыки работы с информацией, стрессоустойчивость и интуиция. Однако в очень важных компетенциях российские СЕО отличались от профиля западного успешного руководителя - в стиле поведения и принятия решений в публичном режиме, во взаимодействии с другими людьми. В 2010 г. руководители часто стремились производить впечатление уверенных в себе, жестких, самодостаточных людей, не признающих ошибки и не знающих сомнения. Их способности к коммуникациям - слушанию, готовности к обсуждению и поиску компромиссов - были скорее низкими, а в мотивации сотрудников и коллег они скорее полагались на негативные факторы.

Сейчас, на взгляд Анны Кофф, ситуация изменилась. «Да, по-прежнему российские руководители скорее более интеллектуальны, технократичны, нежели их зарубежные коллеги. Они по-прежнему больше полагаются на личные аналитические способности. Но вместе с тем на первый план вышли навыки выстраивания отношений: способность советоваться, способность подбирать сильную команду, настроенную на выработку разноплановых согласованных решений. Интуиция современных руководителей подкреплена способностью быстро адекватно реагировать на изменения, на открытость новому. В цене - динамичность, способность договариваться. Мы фактически становимся свидетелями того, как самодостаточные, жесткие, авторитарные руководители, как огромные неповоротливые динозавры, уступают место более быстрым, а подчас и более хищным видам. Настоящее лидерство приходит на смену первенству», - резюмирует партнер RosExpert.

«Теперь важно, чтобы генеральный директор был способен фокусироваться на долгосрочных операционных изменениях (работе с себестоимостью, оптимизации бизнес-процессов), а не на быстром «прорывном» результате, как раньше», - уверен Плаксин. В этом, на его взгляд, основное отличие от портрета гендиректора прошлого десятилетия.

Фактор риска

По мнению Рыбака из Odgers Berndtson, за последние 10 лет произошли кардинальные изменения: технологические, демографические и т. д. К примеру, в России в промышленном секторе практически вымыт слой профессионалов в возрасте 30-35 лет, основной костяк составляют возрастные специалисты и молодежь, которая начала приходить в этот сектор рынка на начальные позиции. По словам Рыбака, тенденция такова, что скоро основная управленческая команда будет состоять преимущественно из молодых лидеров 30-35 лет. Даже консервативные индустрии стремятся продвигать молодых профессионалов на высокие позиции. При этом топ-менеджер должен быть ориентирован на людей, на их мотивацию и раскрытие потенциала. Топ-менеджер должен понимать, что это поколение обладает другим представлением о свободе, это те самые представители поколения Y, на которых все больше переориентируется бизнес. Они не готовы работать в условиях авторитарного управления. Для достижения эффективности им нужны максимально простые процессы, а путь принятия решений должен быть максимально коротким.

«Вряд ли можно ожидать тотального омоложения руководителей, - считает Кофф из RosExpert. - Дело в том, что при всех ярких и востребованных талантах, навыках, которые проявляют руководители до 40 лет, им просто недостает личностной и управленческой зрелости. Эта зрелость приходит с опытом прохождения кризисов, преодоления ошибок и сложных ситуаций. И это как раз тот случай, когда молодость и незнание поражений становятся скорее фактором риска».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more