Статья опубликована в № 3672 от 11.09.2014 под заголовком: Бизнес в стиле кунг-фу

Всегда ли командная работа гарантирует лучшие результаты для бизнеса

Сегодня принято считать, что лучших результатов достигают компании с демократичной корпоративной культурой и командным стилем работы. Но пример китайской Alibaba это опровергает
Nelson Ching / Bloomberg
Рекордный замах. $63

млрд на прошлой неделе Alibaba Group объявила, что попытается достичь именно такой стоимости. Заявление последовало после того, как компания опубликовала отчеты для регулирующих органов перед глобальной презентацией для инвесторов, которая начнется в Нью-Йорке со встреч тет-а-тет и ланча для сотен предполагаемых инвесторов. В отчете указано, что цена акции на бирже во время первичного размещения будет составлять $60-66, что и в самом деле сделает это размещение рекордным в мире интернет-компаний. А большой интерес к акциям со стороны инвесторов может сделать размещение самым крупным на всем рынке во всех его секторах

Небольшая группа преданных своему делу революционеров проводит годы где-то в глуши, увлеченно создавая утопическую теорию радикальных изменений, агентами которых они себя мнят. Они формируют организацию, где более всего ценится фанатичная преданность, существуют загадочные ритуалы, проходят чистки рядов, а участники носят смешные шляпы, свидетельствующие о принадлежности к организации.

Речь идет отнюдь не о китайской коммунистической партии, а о компании Alibaba Group, на которую приходится три четверти объема китайской интернет-торговли. «Alibaba напоминает мне китайскую коммунистическую партию в ее ранние годы», - рассказывает Ли Джихуэй, который одно время работал в Alibaba, а потом написал книгу о стиле менеджмента компании.

Сейчас Alibaba готовится к первичному размещению акций на Нью-Йоркской бирже, которое должно произойти в этом месяце и уже обсуждается как самое крупное, рекордное первичное размещение акций на бирже интернет-компанией. И поклонники, и противники Alibaba сходятся в том, что креативность и энтузиазм, которые позволили компании достичь таких высот, по сути, производное особого корпоративного духа организации и эксцентричной натуры ее основателя Ма.

Амбиции мессии

В письме инвесторам основатель компании Джек Ма объявил, что его мессианские амбиции простираются далеко за пределы Китая. «В последние 10 лет мы оценивали себя по тому, как мы изменили Китай. В будущем нас будут судить по тому, какой прогресс мы принесли миру», - написал он.

Потенциальным инвесторам придется решать, насколько они способны переварить странные причуды Alibaba. Корпоративная структура компании предоставляет реальную власть всем 27 членам совета директоров и дает мало влияния обычным акционерам. Инвесторам также придется проявить недюжинную толерантность в отношении подчас весьма странных выходок топ-менеджеров компании.

В компании работает 22 000 человек, которых называют Aliren (или последователями Али). Создается впечатление, что адреналином они заряжаются после просмотра кино про кунг-фу (фильмы о китайских боевых искусствах). Всех сотрудников призывали взять прозвища из фильмов про кунг-фу. «А когда все прозвища из фильмов были уже розданы, сотрудники стали придумывать для себя клички», - рассказывает Жанг Йи, глава IMedia, консалтингового агентства в сфере интернет-коммерции, расположенного в Китае.

Ма создал Alibaba 15 лет назад в собственной квартире со своими друзьями. С тех пор упоминания о его эксцентричной личности все время мелькали в газетах, а его подход к делу создал такую атмосферу в компании, которую один из бывших сотрудников назвал «легким сумасшествием».

Ма практикует боевое искусство кунг-фу и появляется в необычных костюмах на корпоративных вечеринках в честь китайского Нового года. Однажды он пришел в одеянии панка-рокера с серебряным ирокезом на голове, а в другой раз предстал в виде Белоснежки, одетой в платье и капор. В октябре прошлого года Ма разослал сотрудникам послание, в котором призывал их «захватить Антарктику», чтобы «убить пингвинов». Образ возник не случайно: пингвин изображен на логотипе интернет-гиганта Tencent, прямого конкурента Alibaba.

Типичное сумасшествие

«Alibaba отнюдь не группа цивилизованных джентльменов или людей, которые с удовольствием играют по правилам, - объясняет Ли. - Они азартны, полны амбиций, радикальны и агрессивны. С совещаний все обычно выходят красные как помидоры после крика и ругани. Именно так, на повышенных тонах, у нас проходили собрания. Они были очень интенсивными».

Еще одна отличительная черта жизни в Alibaba - это возможность иногда частично раздеться на публике. В ноябре прошлого года вслед за октябрьским посланием Ма о пингвинах в интернете появились фотографии 300 сотрудников компании с голыми торсами, без рубашек. Снимки были сделаны во время тренингов по командообразованию. Тогда же топ-менеджеры попросили работников не просто называть друг друга по именам, но обязательно присоединять к имени уточнение - «армия, марширующая к Южному полюсу».

Некоторые участники рынка считают, что культура Alibaba построена на культе личности. В этой компании поощряются странные выходки и фанатичная преданность Ма. Но Ли считает, что попытки Alibaba ассоциировать себя с китайской коммунистической партией не просто рекламный трюк. «Нас объединяет вера. В самом начале коммунисты истово верили в то, что они построят новый Китай, который будет лучше старого. В Alibaba мы верим в то, что каждый из нас может помочь создать нечто совершенно фантастическое», - заключает он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать