Создана компьютерная программа, безошибочно вычисляющая бездельников

Многие работодатели уверены, что дело их жизни - строить команду. А вот IT-разработчики считают, что команду периодически нужно обследовать на наличие бездельников
А. Таранин

Зависают на миллиарды. 85%

людей, пользующихся интернетом в России, зависают в социальных сетях примерно на 20 минут в день, или на 12 часов в месяц, по данным исследования СomScore

300

миллиардов рублей в год в среднем теряет экономика России из-за нецелевого использования рабочего времени

По статистике, в компании с численностью более 50 человек где-то 38% времени сотрудники тратят на прямые обязанности, 36% - на рабочие нужды и 26% - на трудно определимые действия, выяснили в компании «Стахановец», которая разрабатывает одноименный продукт - программный комплекс, автоматически регистрирующий все действия сотрудников за компьютерами.

Придумал его бывший консультант в области маркетинга Михаил Яхимович: в кризисный 2008 год он помогал своим клиентам строить стратегию продаж и рекламы. «Тогда мы поняли, что бизнес работает хорошо при одном условии - когда все сотрудники честные и ответственные, - утверждает он. - Две фирмы на одном рынке с равными начальными условиями могли иметь кардинально разные результаты, потому что в одной коммерческий директор был честен, а в другой имел дополнительный заработок от конкурентов. Здесь мы, к сожалению, были бессильны. И это порядком злило. Часто, когда мы обосновывали собственникам несостоятельность деятельности того либо иного сотрудника, доводы разума сталкивались с эмоциональной привязанностью к «своим».

Яхимович вспоминает, как однажды его компания раскрыла собственнику схему деятельности руководителя продаж одного из его салонов, после чего последний стал угрожать консультантам. Собственник предпочел замять дело, а через полгода руководитель салона ушел с кассой и даже прихватил мебель.

Слежка растет

«Каждый раз мы думали над тем, как дать руководителям надежный инструмент для понимания - кто есть кто в коллективе: кто просто говорит, что работает, а кто еще и работает», - продолжает Яхимович. Тогда он понял, что это должен быть программный продукт, лишенный субъективизма. Через знакомого будущий предприниматель вышел на опытного разработчика, который и возглавил разработку «Стахановца».

На рынок продукт вышел в мае 2009 г. По его словам, поначалу многочисленные обзвоны и попытки прямых продаж никакого эффекта не давали: пробиться к руководителям через глухую стену клерков и секретарей было трудно. Однажды молодые люди даже провели эксперимент, отправив факсом в компанию своего приятеля коммерческое предложение. Секретарь пробежала глазами текст и пробурчала себе под нос: «Нам такая программа не нужна». Скомкала и выкинула.

Тем не менее шаг за шагом «Стахановец» обрастал клиентами. «Сегодня, если говорить о крупных компаниях - тех, кто желает мониторить от сотни рабочих мест, то их у нас уже около 400», - рассказывает Андрей Игнатов, гендиректор «Стахановца». По его словам, за последнее время произошло и увеличение среднего чека компании: если в 2012 г. продать 300 лицензий одному предприятию для нее было достижением, то теперь это обыденность («Стахановец» лицензируется по количеству компьютеров, на которые нужно установить контроль)».

Люди не виноваты

«Когда мы только начинали внедрять свой продукт, нам казалось, что в компаниях сидят сплошь одни лентяи и зловредные люди, - смеется Игнатов. - Но потом мы поняли, что, если сотрудники проводят много времени на нерабочих сайтах или пишут письма бабушкам и тетям, значит, какие-то бизнес-процессы выстроены неправильно». Например, отдел маркетинга по каким-то причинам предоставил продажникам 1000 контактов, хотя те могли обзвонить гораздо большее количество клиентов. Норму выполнили - в следующем месяце поставили такую же, но фактически отдел продаж работал вполсилы, и программа это зарегистрировала. Иными словами, не все компании умеют определять максимальный уровень результата, который можно требовать от сотрудников, поясняет он.

«Наша программа не должна подталкивать руководителей к карательным мерам, - замечает Игнатов. - Уволить человека - самое простое, что можно сделать. Нужно выяснять причину, ведь, как показывает практика, большинство людей блуждают по интернету, так как они либо быстро выполняют свою норму, либо перед ними просто не поставили конкретных задач».

Часто возникают и другие ситуации, в которых вершить справедливость без систем контроля невозможно, считают разработчики. «Например, в том же отделе продаж любой компании всегда найдется человек, который выполняет норму, и тот, который ее не выполняет, - делится наблюдениями Яхимович. - При этом выясняется, что тот, который ее выполняет, много времени проводит на сайтах, никак не связанных с рабочими задачами. А тот, кто не выполняет, ничего такого себе не позволяет. Все просто - один сидит на старых, проработанных клиентах, а другого бросают на новых».

Контроль во благо

IT-разработчики считают, что контроль за работой сотрудников - это никакое не зло, а прекрасная возможность разобраться в проблеме. И даже готовы доказать с цифрами, что люди не перестают от этого быть производительными.

«Не буду утверждать, что мониторинг совершенно не вызывает негативной реакции - она есть, иногда имеют место даже увольнения, - признается Александр Бочкин, гендиректор компании «Инфомаксимум», основатель системы учета рабочего времени CrocoTime. - По этой причине мы всегда обсуждаем с клиентами процесс внедрения системы и знакомства с ней персонала. Даем рекомендации, как представить сотрудникам CrocoTime, как реагировать на негатив, как использовать систему в качестве инструмента мотивации, а не наоборот».

«У нас на предприятии работа с системой CrocoTime началась без огласки, на первом этапе сотрудники об учете рабочего времени ничего не знали, - рассказывает Игорь Савков, директор по информационным технологиям Алтайского шинного комбината. - Спустя месяц мы сообщили о программе, и, не скрою, было много недовольных отзывов и даже несколько увольнений». По его словам, постепенно сотрудники оценили пользу от того, что их контролируют: CrocoTime интегрировали с 1С, что позволило руководству комбината автоматизировать начисление зарплаты в зависимости от отработанного сотрудниками времени. «Ситуация с опозданиями, прогулами и нецелевой тратой времени в удаленных филиалах компании значительно улучшилась, - радуется Савков. - В целом по организации процент непродуктивного времени снизился более чем в два раза».

«Сегодня враг производительности номер один - это не относящиеся к работе интернет-ресурсы, например социальные сети, - уверяет Бочкин. - Ученые подсчитали, что у сотрудника уходит около 23 минут, чтобы вновь сосредоточиться на работе».

«Другая проблема - курение, - замечает Игнатов. - Очевидно, что курящие люди отвлекаются чаще, чем некурящие. Наша программа в том числе фиксирует и время активного использования компьютера в течение рабочего дня». Конечно, в спящем режиме он может находиться по самым разным причинам и все же работодателям не помешает в этом случае выстроить дополнительную мотивацию, рассуждает Игнатов. В некоторых странах, например, наиболее продуктивных некурящих сотрудников поощряют: в Японии им выплачивают премии, а в Германии, где офисные служащие курят по часам, время тех, кто добровольно отказался от вредной привычки, суммируется и прибавляется к отпуску.