Статья опубликована в № 3676 от 17.09.2014 под заголовком: «Хочется научить их играть по правилам»

Александр Никитич: «Хочется научить их играть по правилам»

Москвич, построивший бизнес на поступлении иностранных абитуриентов в британские университеты, мечтает об оздоровлении российской элиты с помощью пушкинского лицея
С. Портер / Ведомости

Carfax - это вовсе не «машина по факсу», как думали некоторые рублевские клиенты Александра Никитича. Так называется перекресток четырех главных дорог в центре Оксфорда (от латинского quadric-furcus - четырехсторонняя развилка). А фонтан, установленный в XVII в. на этом перекрестке, Никитич решил сделать логотипом своей компании. Вот уже девять лет консультанты Carfax помогают прикоснуться к оксфордскому источнику знаний не только абитуриентам из бывшего СССР, но и китайцам или британским экспатам, живущим на Ближнем Востоке. А также готовят их к поступлению в другие лучшие университеты и школы Великобритании, Швейцарии и США. В интервью «Ведомостям» Никитич рассказывает о международном образовании как модном объекте для инвестиций, спросе на образование у среднего класса в Сомали и последствиях российско-украинского кризиса для своей компании.

- Как вы оказались в Лондоне, что вас подвигло заняться образовательным бизнесом?

- Никогда не знаешь, чем придется заняться в жизни. Я москвич, в 1995 г. окончил 20-ю спецшколу и поступил в МГИМО. Но проучился там буквально месяц. То была, наверное, точка наибольшей неуверенности в будущем в истории МГИМО. Я очень рад, что институт в итоге выстоял, но тогда вовсе не было ясно, что всё так будет. И родители приняли решение отправить меня учиться в Англию частным образом. Мои родители, кстати, сами работали в области образования: мама - профессор философии, а у отца, переводчика «Капитала» Маркса на арабский язык, был небольшой бизнес - он помогал иностранным студентам поступать в российские университеты. Так что я тоже далеко от академического мира не ушел.

Два года я проучился в небольшом подготовительном колледже в Оксфорде (наша собственная подготовительная школа в Оксфорде Carfax Tutorial Establishment во многом смоделирована по образцу этого заведения). Потом поступил в Оксфордский университет, где изучал философию, политологию и экономику. И ко мне стали обращаться друзья родителей и друзья друзей за советом - всё у большего количества людей появлялась возможность послать детей учиться в Англию. Первый мой абитуриент поступил в Оксфорд в 1997 г. Сперва это не было бизнесом. А потом, когда я окончил Оксфорд и переехал в Лондон, у меня не было понимания, чем я буду заниматься, - думал, что моя стезя в жизни сама меня найдет. Так и вышло: в 2003 г. мой знакомый из Киева, успешный бизнесмен, отправлял сына учиться в Англию и попросил меня присмотреть за ним и быть его опекуном. Я, совершенно не подозревая, как это будет, согласился, а он настоял на том, что будет мне платить. Я даже обиделся, но он сказал: «Мне важно, чтобы ты чувствовал ответственность и в тот момент, когда тебе захочется отказаться, понимал, что взял на себя обязательства». И он был прав: я только-только переехал в Лондон, у меня впервые появилась собственная квартира и я совершенно не учел, что по выходным, когда все друзья веселятся, ко мне будет приезжать семилетний ребенок из школы-пансиона и мы будем ходить на детские спектакли и заниматься русским языком. Это и до сих пор довольно редкий случай - не все родители готовы послать ребенка в подготовительную школу в таком раннем возрасте, но для поступления в самые престижные частные школы вроде Итона это самое верное, что можно сделать.

Достаточно скоро я понял, что мне удается и нравится приносить пользу таким образом, что мне есть что предложить - и что мне нужна помощь.

- А ребенок был вроде героя Макколея Калкина в фильме «Один дома»?

- Нет-нет, у нас с ним все было хорошо. Еще один друг обратился с таким же запросом, пришлось нанимать няню, чтобы присматривать уже за двумя мальчиками, возникли расходы, надо было их покрывать. Так это и стало бизнесом, когда я понял, что есть ниша спроса, которую для России никто на тот момент не удовлетворял, при этом услуга универсальная, спрос есть по всему миру, не только в России. Вскоре я основал компанию. Сегодня Carfax Education - это международная группа из 11 малых компаний, разбросанных по разным юрисдикциям. Мне очень повезло на ранней стадии, поскольку жизнь столкнула с классными специалистами, которые стали нашими консультантами по поступлению в школы и университеты. Мы занимаемся не только британскими, но и швейцарскими школами, а также американскими и британскими университетами. В начале октября привозим в Москву и Петербург наших лучших консультантов и проведем бесплатные семинары для всех интересующихся образованием в этих странах.

В этом году 14 августа в Великобритании вышли результаты A-level: 25% наших абитуриентов-иностранцев поступили в Оксфорд, Гарвард или Кембридж. Это в первую очередь их собственные достижения, но и для нас это повод для гордости: обычный показатель для сильнейших британских школ - 10-15%, из которых иностранцев - доля процента. В целом в Оксфорд каждый год поступает 3500 студентов, в основном британцев. Но и остальные наши выпускники тоже поступили в престижные университеты - это Лондонская школа экономики, Кингс-колледж, Университетский колледж Лондона, Уорвикский, Эдинбургский и Бристольский университеты, школы искусств в Лондоне и Париже. В этом году консультанты Carfax Educational Consultants вели для поступления в британские школы и вузы 120 учеников. Список школ тоже повод для гордости. В этом году в нем есть все самые известные и престижные школы Британии и Швейцарии.

- По сути, вы продаете людям билеты в светлое будущее для их детей. Интересно узнать про бизнес-составляющую этого процесса.

- К сожалению, единого рецепта не существует. Как и двух одинаковых образовательных ситуаций: разные ученики имеют разные способности и уровень подготовки. Наша задача - оптимизировать любую заданную нам клиентами ситуацию за тот отрезок времени, который нам дан. Для кого-то это поступление в Оксфорд или Итон, для другого - это школа не выдающаяся, но полностью подходящая по атмосфере и позволяющая в будущем по максимуму раскрыть его потенциал. Поскольку мы работаем с частными клиентами, то любим себя сравнивать с другими профессиями в той же области. С частными банкирами, поскольку здесь тоже требуется высокий уровень взаимного доверия. С юристами, поскольку мы не делаем ничего, что клиент в принципе не может сделать сам, зато привносим свой опыт и позволяем клиенту сэкономить время и избежать ошибок. И даже с врачами, поскольку главный принцип работы - «не навреди».

Бизнес в сфере международного частного образования сейчас действительно выглядит интересно - в том числе как сфера приложения инвестиций. В Лондоне уже года четыре даже выходит журнал Education Investor. Наиболее близкая по многим показателям инвестиционная история для private equity - это, пожалуй, частная медицина: она устойчива к рецессии и востребована по всему миру. Есть уже инвестиционные фонды, специализирующиеся на инвестициях в международные образовательные проекты. Страны - поставщики образовательных услуг в высшем сегменте - это США, Великобритания и Швейцария. В более массовом сегменте - Австралия, Канада и Новая Зеландия. А страны - поставщики учащихся - это в первую очередь Китай, Индия, Россия и СНГ, Саудовская Аравия (там действует большая государственная стипендиальная программа) и ее соседи, многие страны Латинской Америки, Азии и Африки. Причем если в начале 1990-х многие из России уезжали в Америку за университетским образованием, а затем основной спрос переключился на Англию, то сейчас интерес к американскому образованию возрождается.

У нашего репетиторского агентства Carfax Private Tutors есть репетитор, который недавно ездил к ученику на Урал, есть репетиторы в Южной Америке и Саудовской Аравии. На данный момент порядка 60% клиентов, которых наши консультанты в Англии ведут по поступлению в учебные заведения, - это клиенты из России, Казахстана, с Украины и из Азербайджана. Остальные клиенты - это в основном иностранцы, хотя и британские клиенты у нас тоже есть; например, у нашего репетиторского агентства в Лондоне около половины учеников - британцы. В Монако российские клиенты у нас в основном в летние месяцы. В Дубае - казалось бы, такое русскоговорящее место - у нас таких клиентов всего 5%, а подавляющее большинство клиентов там - это британские экспаты. Сейчас я провожу больше времени в Дубае, чтобы наладить работу местного офиса.

Бизнес рос органически, не привлекая внешних инвестиций. Поскольку он генерирует кэш с первых дней существования, это тоже делает наш бизнес интересным объектом для вложений.

- Сколько вы зарабатываете на каждом ученике?

- Один час работы консультантов в среднем стоит 250 фунтов стерлингов. Это сопоставимо со стоимостью услуг британских юридических фирм, схожих по уровню профессионализма. Час занятий с нашими репетиторами стоит от 60 фунтов.

Помимо обслуживания частных клиентов мы работаем с корпоративными и институциональными клиентами. Carfax Educational Projects занимается созданием международных школ, проведением исследований и ведением проектов для инвесторов, а также для государственных и межгосударственных организаций. За последние годы мы участвовали в открытии международных школ в Латвии, Италии, Танзании, Сомали, США и Пакистане. Мы также работали с секретариатом Содружества наций, выполняя по их заказу для администрации президента Сьерра-Леоне разработку бизнес-плана академии госслужбы. А глава Carfax Educational Projects сейчас работает в Сомалиленде - нас попросили разработать национальную концепцию образования и проект закона об образовании. Сомалиленд - это автономная, наиболее стабильная и не самая страшная часть Сомали, по ней есть даже путеводитель Lonely Planet, но коллега все-таки передвигается по территории с вооруженными охранниками. В самой Сомали мы тоже имели проект: в прошлом году получили заказ от группы местных бизнесменов - они хотели открыть международную школу в Могадишо. К сожалению, это оказалось невозможным, так как, если международная школа получает право проводить британские экзамены, инспектора экзаменационной комиссии должны иметь возможность проверять экзаменационный центр без предупреждения. А британская экзаменационная комиссия всегда смотрит рекомендации британского МИДа по поводу поездок в эту страну - и разумеется, они отрицательные. Но эта история свидетельствует об универсальности спроса на британское образование.

- Откуда в Сомали нашлись бы ученики для международной школы?

- В каких-то странах основной источник благосостояния - это нефть, а в Сомали - пираты. А сомалийский средний класс - это те, кто их обслуживает. Растет средний класс, идет строительный бум. Одна из ключевых ценностей среднего класса - образование. Это глобальный тренд, именно поэтому репетиторство стало востребовано по всему миру в последние десятилетия.

- В Китае вы собираетесь работать?

- У нас очень много китайских клиентов, но без нашего присутствия в Китае. Там хорошие партнеры, которые нас представляют. Чтобы идти на этот рынок, нужно полностью посвятить себя ему. Хотя мы думаем об этом, я даже недавно ездил на разведку в Гонконг и Сингапур. Собираемся открыть там офисы.

- Отразился ли на деятельности вашей компании российско-украинский кризис в этом году? Может быть, стало больше детей с Украины, меньше из России?

- Печальные события на востоке Украины вошли в свою ужасающую стадию летом - как раз в то время, когда школы и университеты закрылись на каникулы, а процесс поступления на этот год уже завершился в прошлом году. Но именно летом у нас начали появляться клиенты из Донецка, которые вынуждены переезжать оттуда. У нас и раньше бывали клиенты из Донецка. Есть представительство в Киеве, которое, к сожалению, не особо активно работало в этом году, потому что его адрес - Банковская улица, дом 3. А дом 1 по Банковской улице - это администрация президента Украины. Поэтому зимой клиенты испытывали определенные трудности с тем, чтобы попасть к нам в офис.

Что касается спроса из России, я предвижу, что будет какое-то изменение. Оно уже началось, если говорить о детях чиновников. Есть уже некоторые профессии, представителям которых вообще нельзя иметь родственников за рубежом. Сейчас речь идет о «репатриации элит», кто-то может опасаться, что если у него ребенок учится за рубежом, то на него будут косо смотреть. Но многим родителям просто некуда деваться - пока что школьное образование у нас в стране не на международном уровне. В Москве есть международные школы, но я бы не сказал, что они выдающиеся. Это вообще проблема всех международных школ, не только в России. Сохраняют позиции некоторые старые государственные школы, есть некоторые удачные частные школы. Мы судим о них по их выпускникам, которые попадают к нам: как они подготовлены, как они мыслят, насколько они морально здоровы. Последнее - это тоже большая проблема, особенно в Москве. Очень много детей с неадекватно поставленной системой ценностей, детей, которым вовремя не объяснили, что хорошо - что плохо. Или на примере окружающих они усвоили совершенно искаженные представления о добре и зле, правде и неправде. Или даже дети, кого специально так воспитывали - есть родители, которые считают, что им так будет проще жить в варварском мире. Но когда такие дети попадают в цивилизованный мир, им оказывается сложно. Адаптировать не всех удается.

Моя мечта - это создание школы здесь, в России. К нам регулярно обращаются девелоперы с проектами по созданию школ - они строят либо коттеджные поселки, либо кварталы и хотят привлечь туда международную школу. Операторами такой школы они быть не хотят, но готовы ее построить в интересах покупателей. Мы помогали привлекать в такие проекты британских и международных операторов на конкурсной основе. Но больше всего хочется построить такую школу, которая не будет калькой иностранной школы. Я это говорю, занимаясь зарубежным образованием и прекрасно его зная изнутри. Хочется сделать школу, которая возьмет лучшие традиции в первую очередь британского образования - но и пушкинского лицея, который хоть и существовал недолго, но оставил неизгладимый след в нашей истории и культуре. Взять бы старую усадьбу - может быть, около Пскова или Твери, чтобы там недалеко останавливались «Сапсаны» - и от Москвы, и от Санкт-Петербурга было бы удобно добираться. Многие усадьбы частично сохранились, даже если не сохранились постройки, есть старинные парки, которые еще можно восстановить. И сделать школу-пансион, сознательно ориентированную на воспитание национальной элиты. И желательно сделать несколько таких школ.

От чего, мне кажется, страдает наше общество - от того, что у нас часто идет игра без правил. А создав несколько таких школ, чрезвычайно престижных, платных, но куда поступали бы талантливые дети и по всероссийскому конкурсу, можно было бы получить конкуренцию между этими школами на основе четких правил и привить их привилегированным ученикам понимание того, что хотя бы среди равных игра должна идти по правилам. Именно это произошло и в континентальной Европе, и в Англии - нормы и правила спускались с верха общества вниз, из аристократических школ и университетов в остальное общество. А у нас после сталинских лагерей и чрезвычайно жесткого XX века нормы пришли снизу вверх. Это нужно менять. Несколько таких школ могут это сделать. Не сразу, но чем раньше начать, тем раньше это произойдет.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать