От антироссийских санкций пострадают новогодние корпоративы

Несмотря на санкции, новогоднее меню во многих компаниях не оскудеет, но предпочтения отразятся в первую очередь на цене банкета
А. Таранин

Меняются события в стране - меняется клиент. В этом на собственном опыте уже в который раз убеждается Сергей Князев, владелец и продюсер холдинга по организации праздников «Князевъ». Как он рассказывает, некоторые крупные компании имеют обыкновение, отпраздновав Новый год, немедленно - а именно в январе-феврале - начинать приготовления к следующему.

Три крупных клиента холдинга на волне сочинской Олимпиады захотели встретить новый, 2015 год в Сочи. Ивентор уже было договорился о площадках, артистах, перелетах - как вдруг Крым присоединили к России и всем захотелось отпраздновать новогодний корпоратив не иначе как в Крыму. Организаторы бросились изучать новые площадки: Воронцовский дворец в Алупке, отель Palmira Palace в Ялте, мыс Меганом. А тут и новое событие: санкции.

«После этой новости клиент пожелал встретить Новый год в Москве, - смеется Князев. - А некоторые и вовсе ответили, что еще подумают, будут ли вообще веселиться».

Сэкономить на веселье

В нынешних экономических условиях многие компании, которые планируют праздничные мероприятия, стараются не привлекать подрядчиков, сокрушаются владельцы ивент-агентств. Чтобы не платить агентскую комиссию, они самостоятельно связываются с кейтеринговыми компаниями, артистами, ведущими и диджеями.

В сентябре прошлого года клиентов холдинга «Князевъ», решивших отказаться от услуг ивентора, было не больше 10%, а в этом их уже 15%. Такой подход чреват разочарованиями, убежден Князев: «Для любой площадки такие заказчики - разовые клиенты: скидки им дают небольшие или не дают вовсе. Кроме того, тех, кто решил все делать собственными силами, легко обмануть. Это ведь наши банкетные менеджеры, которые занимаются организацией торжеств каждую неделю, умеют точно рассчитать объем порций, а новички, как правило, переплачивают за перевес. Взять хотя бы само меню - только профессионал знает, с какими поставщиками лучше работать, чтобы не прогадать ни по цене, ни по качеству продуктов».

Но так ли уж несамостоятельны компании? Сумеют ли они, к примеру, организовать в этом году свой праздничный стол так, чтобы при разумном бюджете на нем было привычное угощение и все сотрудники остались довольны?

Меню без изюма

«Каких-то особых кулинарных изысков, которые можно приготовить только из импортных продуктов, на столах у нас не предполагается, - говорит Анастасия Мишанина, представитель компании «Северсталь». - Мы работаем напрямую, без агентства (кроме развлекательной программы), с хорошо известными поставщиками и площадками, которые готовы предложить нам, как постоянным клиентам, индивидуальные условия и скидки. Договоры с основными партнерами мы заключили еще в мае - июне».

«Новогодний стол в России очень традиционный, - рассуждает Ольга Дашевская, основатель и старший партнер агентства бизнес-коммуникаций PRInc. - Практически все, что мы привыкли на нем видеть, производится внутри страны. Холодец и икра не пострадали от продуктовых санкций». По ее словам, делая заказы, недостатка в сырах и винах компания не ощутила. «Дорогомиловский рынок предлагает такое количество домашних сыров, что мы точно предпочтем их тем, которые будут долго расфасовываться, а потом еще и несколько недель до нас ехать», - замечает она.

«В нашей компании есть традиция - на новогоднем корпоративе есть экзотические морепродукты: лобстеров, лангустинов, раков, крабов, - вздыхает Даниил Кириков, партнер консалтинговой компании vvCube. - Из-за санкций найти эти продукты хорошего качества будет сложно, поэтому придется делать закупки частного характера в Европе».

«Если сравнивать банкетное меню этого года и прошлых лет, то оно у нас практически не изменилось, - считает Надежда Федотова, руководитель департамента рекламы и связей с общественностью кадровой корпорации ManpowerGroup. - Зато когда мы мониторили отели и рестораны, то обнаружили, что многие из них сокращают размер порций - примерно на 200 г».

Меню без исключений

«Сказать, что что-то исключается из меню, мы не можем, - рассказывает Егор Доброгорский, гендиректор агентства Communicator Creative Events. - Напротив, рестораны постоянно разрабатывают новые блюда в соответствии с новыми тенденциями рынка. Так, многие из тех, кого мы знаем, сегодня налаживают отношения с российскими производителями, которые по итальянским технологиям изготавливают под заказ сыр моцарелла и козий сыр. Хорошей заменой импортной дичи служат наши утка, кролик и оленина. Правда, цена на все эти продукты выросла примерно на 10-15%».

«На смену норвежскому лососю пришел мурманский, сыры с плесенью поставляются отечественными фермерами - и таких примеров масса», - подтверждает Екатерина Гаврилович, руководитель отдела проведения мероприятий компании IQ Pro.

Без сомнения, замена импортных продуктов отечественными увеличивает затраты на праздничный стол, подсчитали некоторые работодатели. «Думаю, у нас они возрастут как минимум на 20%», - говорит Дашевская. «Цены на алкоголь выросли на 20-25%. Это существенно, поэтому закупка импортного алкоголя будет более чем умеренной», - категоричен Виталий Ткаченко, гендиректор ГК ВТМ. А вот в компании ABBYY надеются, что увеличение цены на новогоднее угощение в конечном итоге окажется не слишком существенным. «Мы выигрываем за счет того, что заказываем те же алкогольные напитки заранее и работаем с постоянными поставщиками, у которых для нас хорошие скидки», - говорит Ольга Бронникова, руководитель службы корпоративных коммуникаций компании.

«Всего на московском рынке насчитывается чуть больше 200 выездных ресторанов, которые сотрудничают с российскими поставщиками, - подсчитывает Мария Каротам, гендиректор агентства Brand Garden. - В поисках альтернатив, замен или решения, как обойти ту или иную преграду, стоимость банкета возросла. Примерно с 2100 до 2700 руб. на персону. Своим клиентам мы предлагаем так называемый food test, на котором они могут попробовать блюда как из импортных продуктов (их стоимость примерно на 30% выше), так и из российских. И, надо заметить, большинство, несмотря на экономические трудности, предпочитают заморские изыски. Поэтому далеко не все рестораны в Москве (только 40%) разрабатывают специальное русское меню, в котором нет европейских деликатесов, сыров и вин».