Американские компании начали предоставлять сотрудникам продолжительные отпуска

Американские компании впервые за много лет начали предоставлять сотрудникам продолжительные отпуска по 3-5 недель кряду. Но долго отдыхать хотят далеко не все
А.Астахова/ Ведомости

Комплекс трудоголика прогрессирует. 16

дней отпуска подряд позволяли себе брать американцы в 2013 г.

20,3

дня они брали до 2000 г., приводит данные последнего доклада американская ассоциации путешествий. В докладе указывается, что всему виной типично американский «комплекс мученика-трудоголика», а также уверенность в том, что долгое отсутствие в офисе скажется негативно на карьере

Сотрудники Deloitte имеют право взять длинный отпуск через полгода после устройства на работу, а работники торговой интернет-компании Birchbox получают право на трехнедельный отдых только через три года работы в компании. «Предоставляя длительные отпуска, компания тем самым признает, что каждому из нас нужен на определенном этапе полноценный отдых», - говорит Марла Капловитц, гендиректор североамериканского подразделения медийного агентства MEC, которое в прошлом году ввело программу длинных отпусков.

Для сотрудников европейских компаний трехнедельный отпуск - дело обычное. Но американцы часто стесняются попросить даже неделю отдыха - и еще реже просят сразу две.

Выиграть отпуск

The Motley Fool, компания по оказанию финансовых услуг, предоставляет четырех-, а то и шестинедельные отпуска сотрудникам, которые давно на нее работают. А работники, пришедшие в компанию более года назад, могут выиграть двухнедельный отпуск в ежемесячном розыгрыше The Fool's Errand. Победитель имеет право отгулять две недели из последующих четырех после розыгрыша.

Программа действует в компании уже восьмой год, сейчас Motley Fool хочет немного ее изменить, рассказывает Саманта Чикотелло, руководитель, отвечающий за программу. По ее словам, Motley Fool хочет убедиться в том, что действительно может продолжать исправно работать без любого из своих сотрудников. Сейчас почти половина тех, кто выигрывает отпуск, пытаются от него отказаться, хотя к нему прилагается вознаграждение в $1000. Многие считают, что не могут оставить работу на длительное время и что без них дела встанут. «Почти каждый сотрудник хочет выиграть, но только до того момента, когда он реально победил в розыгрыше», - сетует Чикотелло.

И все же после некоторых колебаний почти все выигравшие отправляются отдыхать. Последний победитель, гендиректор компании, как раз сейчас занят организацией своего отпуска.

Стресс отступает

Продолжительный отпуск длиною в полгода, а то и более значительно снижает уровень стресса, особенно у тех, кто вообще не занимался работой в это время, говорит Джеймс Кэмпбел Квик, профессор Техасского университета в Арлингтоне и один из соавторов исследования на эту тему, которое было проведено в 2010 г. и опубликовано в журнале Journal of Applied Psychology.

А Шарлотт Фритц, профессор промышленной и организационной психологии Портлендского государственного университета, полагает, что хотя через несколько недель отдыха у человека падает уровень стресса, эффект от этого быстро теряется.

Против текучести

Сотрудники Birchbox могут выбирать себе любой по длительности отпуск, но они редко берут сразу больше недели, делится своими наблюдениями один из директоров компании Катя Бошам. Поэтому в текущем году она стала отправлять в трехнедельные отпуска тех сотрудников, кто работает в компании по крайней мере три года. К отпуску прилагается вознаграждение в $750. «Отпускать надолго нескольких первых человек было страшно. Ведь это самые проверенные работники», - рассказывает Бошам. Однако на место мэтров тут же заступили менее опытные сотрудники, у которых появилась возможность отточить свои навыки. В то же время мэтры вернулись из отпусков отдохнувшие и готовые к новым свершениям.

Бошам считает, что компаниям стоило бы чаще вводить программы длительных отпусков в отраслях, где особенно высока текучесть кадров среди молодежи. Они быстро увидят отдачу. Бошам говорит, что в ее компании молодые сотрудники вряд ли стали бы ждать пять лет, пока им предоставят длинный отпуск. «Если мы хотим сделать для них что-нибудь хорошее, пусть узнают о этом пораньше», - объясняет она.

Доплата за отдых

Intel долгое время предлагала отпуска длиною в восемь недель только тем сотрудникам, кто отработал в компании семь лет. В январе этого года Intel будет пересматривать эту политику. Сотрудникам разрешат брать по четыре недели подряд после четырех лет работы в компании. В дальнейшем их отпуск будет еще больше увеличиваться по длительности. Огден Рейд, вице-президент по глобальным компенсациям и льготам Intel, надеется, что новая политика сделает компанию более привлекательным работодателем для выпускников вузов.

Но для компаний меньшего размера, чем Intel, программы длительных отпусков могут превратиться в проблему, потому что они с трудом обходятся подолгу без лишних рабочих рук. Например, компания Ruby Receptionists в Портленде ввела программу длинных отпусков еще в 2012 г., когда штат ее сотрудников насчитывал всего 50 человек. Джилл Нельсон, гендиректор компании, говорит, что не жалеет о том, что сотрудники теперь берут отпуска длиною в пять недель. За время отпуска работник должен в обязательном порядке пройти три сессии по лайф-коучингу, чтобы «не потратить время совсем впустую», объясняет Нельсон. Кроме того, он получает $1000, если соглашается, чтобы компания публично рассказала о его опыте пребывания в продолжительном отпуске.

Через три недели после ухода сотрудника в отпуск коллеги начинают с нетерпением ждать его возвращения. Ведь в компании работает всего 190 человек, рабочих рук не хватает, рассказывает Нельсон.

Сотрудники возвращаются из длительного отпуска отдохнувшими, но некоторых может ожидать сюрприз. Так, один менеджер по возвращении обнаружил, что его отдел полностью реформировали.

Тем не менее Дайана Степлтон, генеральный менеджер Ruby Recep­tionists, признается, что в полной мере оценила свой длинный отпуск. Она провела весь август в Европе со своими детьми-подростками. «Для меня это было время истинного расслабления», - говорит она.