Как помочь застенчивому сотруднику сделать карьеру

Стар Фишер, 33 лет, всегда предпочитала быть в тени. Ее начальник был настолько яркой личностью, что вклада Фишер никто не замечал. Но однажды ей пришлось выйти из тени
Fotolia/ PhotoXPress

Фишер и представить себе не могла, что когда-нибудь ей придется заняться самопиаром. Она первой в семье окончила колледж и выбрала карьеру бухгалтера, потому что «могла спрятаться в кресле и спокойно готовить бумаги на возврат налога - я была тихой и застенчивой», рассказывает женщина. В 2001 г. она устроилась на практику в бухгалтерскую и консалтинговую фирму Moss Adams в Сиэтле. Получив диплом, осталась в той же компании штатным бухгалтером.

44-летний партнер фирмы Том Сангер заметил Фишер: «Она была умна, хотела учиться и расти». В 2004 г. он уговорил ее перейти в новую группу по консалтингу в области налоговых вычетов, которую он организовал в рамках Moss Adams. Поначалу новая сфера деятельности давалась ей тяжело, вспоминает Сангер: «Предполагалось, что она будет активно общаться и подробно расспрашивать клиентов». Но Фишер была настолько застенчива, что даже посмотреть собеседнику в глаза было для нее серьезной проблемой, вспоминает Сангер.

Формирование проблемы

Фишер всегда выполняла просьбы начальника. Вскоре он стал поручать ей поиск новых клиентов. Фишер вспоминает, что порой по 20 часов готовилась к встрече с потенциальным заказчиком, настолько ее страшила необходимость общаться с глазу на глаз. Со временем научилась получать удовольствие от общения с клиентами. Сангер протолкнул ее в несколько внутренних комитетов: «Я знал, что она покажет себя с лучшей стороны и станет работать эффективнее, чем кто-либо другой». В частности, Фишер помогла запустить в эвереттском офисе компании сообщество для сотрудниц Forum W и получила за это награду за лидерство.

Умелым оратором Фишер стала, проводя презентации на промышленных конференциях. «Она прошла путь от состояния, когда не могла смотреть в глаза собеседнику, до умения контролировать аудиторию», - гордится Сангер. Основанная им группа быстро увеличилась до 16 сотрудников, которые, работая в четырех офисах, обслуживали все 22 представительства Moss Adams. Фишер быстро выросла до старшего менеджера. Это было на одну ступень ниже ее цели - должности партнера.

Но в 2012 г. она столкнулась с новым препятствием. Сангер рекомендовал принять ее в партнеры. Но гендиректор компании Крис Шмидт не включил ее имя в список приглашенных на «партнерский тренинг» - мероприятие, проходящее два раза в год, где руководители компании присматриваются к старшим менеджерам, претендующим на повышение. Шмидт не был уверен, правильно ли выбрано время для продвижения Фишер. «Она хороший кандидат, но я хотел убедиться, что она придет на это мероприятие полностью подготовленной», - передает Сангер его слова.

Тот случай показал, что ей нужно работать над репутацией. Личность Сангера затмевала достижения Фишер, предпочитавшей держаться на вторых ролях. «Я была тенью босса», - говорит она.

Фишер беспокоило и то, что, если она не станет партнером, это разрушит карьерные надежды многих сотрудников, которых она лично привлекла в группу. Один из таких людей, менеджер Брайен Шорт, пристально следил за ее злоключениями: «Если бы она не стала партнером, не знаю, как бы я поступил», - вспоминает он. Сама Фишер впервые за 12 лет задумалась о том, чтобы перейти в другую компанию.

Поиск решения

Сангер вместе с Фишер предпринял серьезные шаги, чтобы донести до остальных реальный потенциал своей группы и роль, которую Фишер сыграла в его наращивании. Фишер помогла привлечь многих клиентов. Часто она делала первый шаг к сотрудничеству, давая налоговые рекомендации компаниям, и позже те подписывались на те или иные услуги фирмы, вспоминает Марк Грин, партнер, отвечающий за работу специализированных групп в Moss Adams. Еще консультанты Сангера активно работали в командах, привлекающих перспективных клиентов.

Но мало где оказался задокументирован вклад Фишер в дела фирмы. Она поняла это, когда занялась составлением портфолио, которое каждый кандидат на должность партнера обязан представить комиссии. Программное обеспечение, отслеживающее отношения с клиентами, приписывало весь доход от сделок в заслугу не более чем одному менеджеру. Как правило, это был кто-то из бухгалтерии Moss Adams. Тогда Фишер решила составить портфолио по собственным стандартам.

Исполнение замысла

Фишер собрала рекомендательные письма от нескольких партнеров. Курт Липман, отвечающий за аэрокосмическую отрасль, по ее просьбе рассказал коллегам, как Фишер помогла с помощью личных связей привлечь несколько новых клиентов.

Она подготовила для руководства презентацию и настояла, чтобы начальство пообщалось с ее коллегами. Шорт, например, во время этих бесед величал Фишер «связующим звеном для всей группы» и расхваливал, как она обучает и помогает делать карьеру своим подчиненным.

Все эти меры по самопродвижению давались Фишер нелегко. «Я вообще нелегко переношу отказы, а быть адвокатом самой себя - это худшее из всего, что могло со мной приключиться», - вспоминает Фишер.

Сангер тоже рисковал, превознося вклад Фишер в общее дело с таким энтузиазмом, что его в шутку стали спрашивать: «Если она все это делает, то ты-то чем занимаешься? Кто на самом деле руководит группой?»

Ситуацию удалось переломить. «Изначальная проблема, заключавшаяся в том, что все видели мою работу и никто не замечал вклада Фишер, исчезла вскоре после того, как другие партнеры узнали ее получше», - говорит Сангер.

Искомый результат

В этом году фирма сделала Фишер партнером. Руководство было впечатлено силой ее мотивации, ее успехами и быстрым ростом ее группы, говорит Шмидт. Кроме того, была изменена система оценки вклада сотрудников в развитие фирмы. А успех Фишер стал примером для подражания.