Статья опубликована в № 3741 от 19.12.2014 под заголовком: Программист за прилавком

Москвич Хусейн Аз-зари покорил мир необычным софтом

Оборот его компании CDC в этом году составит около 1,5 млрд руб
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Доходы российских «мобилизаторов» бизнеса могли бы быть очень высокими, если бы не дефицит специалистов, признает Аз-зари
М. Стулов / Ведомости

Пока большинство сверстников московского школьника Хусейна Аз-зари летом мыли парты, мели школьный двор или просто бездельничали, он постигал основы программирования в учебном центре при МГТУ им. Баумана. Охоту эту не смогли отбить ни служба в армии, ни лихие девяностые.

Первые шаги в IT-бизнесе Аз-зари сделал в конце 1980-х. Автоматизация Орехово-Зуевского комбината железобетонных изделий в 1989 г. была одним из первых его проектов, вспоминает президент CDC. Советские программисты, часть которых впоследствии влилась в российские IT-компании, могли разрабатывать и внедрять практически все виды прикладного ПО, уверен Аз-зари. И образование у них лучше, и нестандартно мыслить они умеют, считает бизнесмен. «Но импорт профессионального ПО в 1990-х гг. не оставлял им никаких шансов: в маркетинге и лоббистских возможностях российские программисты не могли тягаться с западными IT-гигантами», - констатирует предприниматель. Их решения стоят значительно дороже российских, при этом зачастую 80% их цены - маркетинг, консалтинг, очень дорогая техподдержка (на нее может приходиться более 20% стоимости контракта с российским покупателем), говорит Аз-зари.

Порог для продавца

Аз-зари рассказывает о том, где и как применяются его программы, но больше всего говорит про торговлю. По сути, там начался его нынешний бизнес. В начале 1990-х гг., когда вопросы автоматизации бизнес-процессов на какое-то время отошли на второй план, он, по собственному признанию, занимался торговлей и дистрибуцией. На заработанные несколько сотен тысяч долларов в 1996 г. он одновременно открыл два бизнеса: сеть салонов сотовой связи «Максимус» (это было совместное предприятие с дистрибутором компьютерной техники «Макцентр») и группу компаний CDC, разработчика специализированного софта для удаленной работы. К моменту продажи значительной доли сети «Максимус» другому сотовому дилеру, «Диксис», в 2003 г. в сети насчитывалось около 150 салонов. Это было порогом, за которым развивать компанию на собственные средства, не влезая в долги, было невозможно, объясняет причину продажи сотового бизнеса Аз-зари. К тому же совмещать управление сетью салонов связи с разработкой софта стало невозможно, признает он.

Системы, разрабатываемые CDC, предназначены для компаний, в которых сотрудникам приходится работать на выезде. В первую очередь это торговые агенты, мерчандайзеры и экспедиторы. Система заставляет выездной персонал выполнять все необходимые действия четко, в нужном месте и в нужное время. При этом мерчандайзер может быстро внести в систему информацию о том, правильно ли выставлен товар в торговом зале, получить информацию об акциях, которые проводит поставщик (чтобы предлагать контрагентам скидки), проверить, есть ли у магазина задолженность перед поставщиком. Такие системы от CDC внедрили в своих российских офисах Mars, Nestle, Schwarzkopf, рассказывает Аз-зари. Их использование на 30-90% повышает производительность труда мерчандайзеров и торговых представителей, сокращает сроки заказа товара и его доставки почти вдвое, на 30-35% сокращает затраты на содержание «выездных» сотрудников и в итоге на столько же повышает продажи, уверяет он.

Системы, работающие по такой же схеме, CDC предлагает энергетическим компаниям (они, в частности, позволяют быстрее ликвидировать аварии, управляя работой ремонтных бригад, складов запчастей, логистических подразделений и т. п.), сотовым операторам, банкам, грузоперевозчикам и др.

Постепенно системы CDC стали замечать не только российские торговцы, торговые представительства и сервисные компании, но и западные коллеги. В 2008 г. CDC получила награду Microsoft за лучший в мире и в Восточной Европе партнерский продукт в сфере автоматизации мобильных рабочих мест. Получением приза сотрудничество с Microsoft не закончилось - американская корпорация закупает ПО, разработанное CDC, рассказывает Аз-зари. Партнерство позволяет CDC выйти за границы России и экспортировать ПО, подчеркивает он.

Своих не нужно

Основная проблема этого рынка - в отсутствии какой-либо поддержки российских компаний, выпускающих профессиональный софт, а также в незаслуженных преференциях, которые получают западные IT-корпорации на конкурсах крупных российских частных и госпредприятий, сетует Аз-зари. В 2011 г. один из крупнейших российских банков выбирал поставщика масштабной IT-системы, предусматривающей в том числе наличие мобильных рабочих мест, приводит он пример. Система позволила бы управлять сервисными службами, чинящими поврежденные банкоматы и терминалы, контролировать качество услуг в отделениях банка, проводить в них онлайн-опросы, обслуживать корпоративных клиентов прямо у них в офисах и многое другое. CDC участвовала в конкурсе: она даже бесплатно установила тестовый вариант системы менеджмента сервисных бригад, который к моменту его проведения начал приносить экономию, утверждает Аз-зари. Решение было готово на 85%, но банк все же выбрал не CDC, а одного из партнеров немецкой SAP, продолжает он. В результате внедрение системы автоматизации мобильных рабочих мест по данному проекту в этом банке не завершено до сих пор, говорит бизнесмен.

CDC примечательна тем, что не дифференцировала свой бизнес, а упорно занималась именно разработкой ПО одного и того же профиля, расширяя его функциональность для разных отраслей - от мобильной торговли до нефтегазового и банковского сектора, считает директор дивизиона мобильных и издательских решений Paragon Software Александр Зудин. Но развитие ее бизнеса осложняет то, что на российском рынке госпредприятия и другие крупные компании часто выбирают поставщиков программных решений вовсе не на основе рыночных факторов, прямо говорит он. «Сейчас отдавать предпочтение иностранным разработкам и тратиться на их адаптацию - ошибочная стратегия как с точки зрения финансовых вложений, так и с точки зрения повышения эффективности», - уверен Зудин.

Перенять у Китая

Выходом из положения Аз-зари считает заимствование китайского опыта поддержки IT-компаний. «В неформальных разговорах китайские программисты не скрывают: у организаторов конкурсов на закупку ПО для госструктур и частных компаний есть четкая установка - отдавать предпочтение китайской продукции, а если замены зарубежному продукту нет, то предпринять все необходимое, чтобы аналогичный продукт быстро разработали местные компании», - рассказывает Аз-зари. По его словам, китайские программисты могут использовать огромный административный ресурс при продвижении продукции за рубеж.

В сложившейся экономической ситуации компаниям, работающим на российском рынке, необходимо переориентироваться с зарубежных, преимущественно западных поставщиков ПО и софтверных решений, на российских разработчиков, согласен основатель компании «ПИНбонус» (разрабатывает программные решения для корпоративных заказчиков) Владимир Дьяков. В России умеют выращивать сильнейших программистов, которые способны разрабатывать продукты, адаптированные под российские реалии бизнеса, отмечает он. Более того, отечественные разработки, как правило, намного дешевле и продукты СDC тут не исключение, считает Дьяков: «Я не говорю уже о стоимости технической поддержки западных решений, которая может доходить до 20% от стоимости купленного ПО».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more