Статья опубликована в № 3755 от 22.01.2015 под заголовком: Советы консультанта: Обратное делегирование: не попасть в ловушку

Как не попасть в ловушку обратного делегирования?

Неопытный руководитель рискует сам сделать работу за подчиненного
Виктория Гукова, HR-директор компании AT Consulting

«Нужна консультация» - именно с такой фразой чаще всего обращается к руководителю сотрудник, который по разным причинам не готов самостоятельно решать свои задачи. В этот момент неопытный руководитель рискует попасть в ловушку обратного делегирования: когда он будет вынужден в конце концов сам сделать работу за подчиненного. При этом объем задач, решение которых замыкается на руководителе, постоянно растет.

Итогом такой постоянной включенности в каждую проблему становится перегрузка руководителя, которая опасна как для него самого, так и для компании в целом. Именно поэтому менеджерам нужно научиться различать истинные причины обращения сотрудников к ним и правильно реагировать на просьбы о помощи.

Молодой руководитель зачастую сам провоцирует подобную ситуацию. Он с радостью спешит на помощь сотрудникам по первому зову, ведь такая востребованность создает иллюзию его незаменимости, ценности, авторитета и доверия со стороны команды.

Включаясь в каждую проблему, менеджер не оставляет себе времени на решение задач более высокого уровня и приоритета. В это время его сотрудники могут «груши околачивать» и чувствовать себя вполне комфортно за рамками ответственности. Чтобы понять, не попались ли вы в ловушку, задайте себе вопрос: чью задачу вы сейчас решаете - свою или сотрудника?

Руководитель может взвалить на себя решение задач сотрудника, оправдывая свои действия его некомпетентностью. Но такие мотивы тоже приводят в ловушку. В подобной ситуации лучше назначить ответственным за выполнение задачи сотрудника, который сможет ее решить под вашим руководством. Пусть он приходит с проблемами, которые вы в итоге будете возвращать ему на проработку. Регулярно задавайте ему вопрос: «А что, по-вашему, нужно предпринять в этой ситуации?» Примените золотое правило: не приходи ко мне с проблемой, приходи с вариантами решений. Скорее всего, у сотрудника уже есть план действий, который он считает оптимальным, просто ему нужны ваши поддержка и согласие.

Вспомните ситуацию, когда ребенок учится писать. Ему сложно, неинтересно, и часто он прибегает с просьбой помочь. Взрослому ничего не стоит обвести пару каракуль в прописи. Пустяк, а ребенок благодарен. Почему нет? Мудрый родитель поступит иначе: выслушает, подбодрит ребенка и отправит стараться дальше. А когда у ребенка получится, поздравит его от души, радуясь успеху. Так же как родители не перекладывают ответственность за минутную слабость на ребенка, не делают уроки за него, а помогают ему сохранять силу воли и достигать цели, так и руководитель несет полную ответственность за делегирование задач, за контроль их исполнения и за то, чтобы сотрудники выполняли работу.

Чем настойчивее руководитель будет давать подчиненным полномочия решать проблемы самостоятельно, последовательно отклоняя попытки обратного делегирования, тем больше сотрудники будут развиваться профессионально. Чем лучше у них будет получаться, тем больше они будут довольны собой. Успехи мотивируют их качественно выполнять задачи и доверять руководителю. Поощрение самостоятельности, инициативности и проактивности сотрудников создает атмосферу, в которой каждый имеет возможность раскрыть свой потенциал и почувствовать ответственность за общий результат.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать