Достижения нейронауки помогут компаниям получить преимущества в эпоху нестабильности

Игровые технологии способствуют быстрому обучению и развитию внутрикорпоративной среды

Нейронаука - собирательный термин для нескольких научных дисциплин, исследующих работу мозга и нервной системы. Среди компаний, которые стали смело использовать достижения нейронауки, - SABMiller, Volvo, британская телекоммуникационная компания ВТ и ряд других. Конечно, ведь у систем управления, основанных на понимании закономерностей работы мозга и поведения человека, больше шансов на успех, чем у абстрактных, пусть и сбалансированных бизнес-моделей. Основная критика достижений нейронауки заключается в том, что ее открытия подтверждают то, чем практики и так пользовались давно. Например, принцип обучения «70-20-10», объясняющий, что в развитие человека только 10% вносят программы обучения, 20% - это его обучение на опыте других, наставничество, обратная связь, а 70% - собственный опыт, реальные развивающие проекты. Но ряд открытий нейронауки переворачивает наши устоявшиеся представления. Например, теория пластичности мозга, утверждающая, что в ходе мышления, обучения и активных действий мозг способен к самоизменению. Эта оптимистическая теория, вселяющая веру в безграничные возможности мозга к адаптации, дает новый взгляд и мотивацию на обучение и развитие.

Открытие зеркальных нейронов дало ключ к понимаю механизма эмпатии и секретов того, как мы обучаемся на опыте других людей. Эмпатия и прежде интересовала эйчаров, но, возможно, научный базис может придать ей новый статус и интерес со стороны менеджеров.

Неопределенность - ситуация не новая, многие организации с ней живут и с разной степенью эффективности ею управляют. Основная траектория, которую она задает, - это курс на создание гибких и адаптивных систем, способных быстро и конструктивно реагировать на изменения среды. Компании ищут те блага технологического прогресса и драйверы, которые давали бы преимущества в конкурентной и быстро меняющейся среде. Из общего калейдоскопа выберем три наиболее нашумевших: игровые технологии, массовые открытые онлайн-курсы и достижения нейронауки.

Игровые технологии способствуют быстрому обучению и развитию внутрикорпоративной среды.

Геймификация (от англ. gam­ifica­ti­on) - попытка применения компонентов компьютерной игры в работе. Например, прохождение уровней разной сложности, накопление баллов, борьба за вымышленную цель в конкуренции с другими игроками. Соблазн этой идеи понятен: картина, в которой все офисные сотрудники сидят на своих рабочих местах и с остервенением «рубятся» в рабочие задачи, захватывает. Консалтинговая компания Gartner в 2010 г. предсказывала, что к 2015 г. игровые технологии будут использоваться половиной всех существующих организаций. Компании, которые действительно всерьез пробуют внедрить подобные техники в работу, например онлайн-сервис «Пряники», отмечают как основное преимущество развитие сети контактов между сотрудниками разных подразделений. McKinsey в своем исследовании о молодом поколении («Миллениум») утверждают, что для поколения «Миллениум» профессиональная идентификация - это не столько принадлежность к той или иной организации, сколько принадлежность к своей сети профессиональных контактов. То есть «я как профессионал являюсь частью моей «тусовки» профессионалов, мне это важно, а принадлежность компании мне важна меньше». В этом плане «Пряники» отлично работают на задачи компании. Но очевидно, что не всякую реальную деятельность можно подменить искусственной, переложив ее на игровой сценарий. В конце концов, когда игра превращается в каждодневную рутину, она может и опротиветь.

Онлайн-курсы ведущих профессоров мира могут дополнить линейку корпоративных инструментов развития.

Взорвавшие рынок респектабельного университетского образования массовые открытые онлайн-курсы (МООК) стали революцией в системе обучения. Еще бы, бесплатные лекции лучших профессоров ведущих мировых вузов теперь доступны каждому. В 2011 г. на курс стэнфордского профессора Себастьяна Труна «Искусственный интеллект» записалось более 150 000 человек почти из 200 стран, сейчас на МООК обучается более миллиона студентов. Могут ли МООК избавить руководителей от забот по развитию своих подчиненных? К сожалению, МООК, как любые другие источники, предоставляющие контент (например, корпоративное обучение или корпоративная библиотека), не приносят руководителю счастья повышения эффективности сами по себе. В условиях изменений, когда основными конкурентными преимуществами становятся гибкость, быстрота, адаптивность, - обучение не должно быть избыточным, оно должно точно соответствовать целям. А какая именно информация и навыки нужны команде для достижения целей - образовательную траекторию - определяет руководитель.

Кстати, МООК со своей высочайшей планкой стандартов обучения ставят на повестку дня еще один вопрос - это конкурентоспособность корпоративного образования, его современность и полезность для бизнеса: что более актуально - бесплатное обучение менеджменту от «звезд» лучших вузов или тренинги в корпоративном университете? Можно с уверенностью ответить, что наибольшую пользу и эффективность принесут продуманные альянсы корпоративного и открытого образования. Компании, зная, какие компетенции им необходимы для достижения целей, понимая свою корпоративную культуру и особенности бизнеса, могут сфокусированно подбирать курсы ведущих профессоров и дополнить ими корпоративную линейку инструментов развития.

Достижения нейронауки пригодятся в системах обучения и управления изменениями.

Создание гибких и адаптивных организационных систем, способных отвечать на вызовы внешней среды, ее непредсказуемость, может стать новым фокусом внимания менеджеров по персоналу. Более эффективным ответом на изменения и неопределенность, хотя и более сложным, чем, например, сокращение штата.