В чем российские консультанты сильнее западных

Теперь и консалтинг может стать областью импортозамещения, не сомневаются эксперты

Работа иностранных консалтинговых компаний и иностранных экспертов была очень востребована еще в 90-х гг. В то время веры своим консультантам было мало, да это и понятно: такого опыта ни у кого еще не было. К тому же выигрывал небезызвестный тезис о том, что нет пророка в своем отечестве.

За прошедшие 20 лет мы уже точно можем сказать, в чем оказались успешны западные эксперты и консультанты, а где преимущество отечественных профессионалов совершенно неоспоримо. Все, что касается требований международного аудита или стратегий международных компаний, традиционно было и, по-видимому, останется приоритетом западных консалтинговых компаний. Еще одна сфера, где на сегодня позиции западных профессионалов значительно сильнее, - сфера технологического и производственного консалтинга, где зарубежные эксперты могут привнести лучшие практики и мировой опыт для оптимизации рабочих процессов.

И именно по этим трем направлениям (международный аудит, стратегии развития международных компаний и технологическая экспертиза) проходит, на наш взгляд, граница в компетенциях западных и российских консультантов.

Потому что все остальное сегодня могут выполнять и успешно реализуют российские консалтинговые компании. Они не только проводят аудит по российским и международным стандартам, не только разрабатывают стратегии развития российского бизнеса, но и делают то, что ни в коей мере не получается у западных профессионалов, - работают с внедрением организационных изменений в практику работы российских компаний. Ведь любая (самая современная экспертиза и рекомендация) остается лишь рекомендацией, если не осуществлен огромный комплекс мероприятий по ее адаптации и внедрению. Всем практикам очевидно, что любое внедрение опирается на понимание культуры и менталитета страны и корпоративную культуру организации. И так же самонадеянно полагать, что российские консультанты могут с легкостью проводить подобные работы в иных (например, в китайской или индонезийской) культурах; как показывает опыт наблюдений за эффективностью западных специалистов, они (за редким исключением) не в состоянии обеспечить достижение результатов в российской культурной среде.

За 20 лет практики мы успели столкнуться с западными экспертами в разных сферах бизнеса и увидели, что лучшие результаты они могут давать, когда рекомендуют решения (например, в области категорийного управления товаром), но оказываются бессильны в построении системы мотивации или организационной структуры розничного бизнеса.

Подытоживая, можно сказать, что импортозамещение в консалтинге, безусловно, будет иметь место. Не только для госзаказов, но и для частного бизнеса. И у рынка российского консалтинга есть огромные возможности для роста.