Статья опубликована в № 3775 от 19.02.2015 под заголовком: Оптимистический разбор полетов

Концепция мягкого отношения к сотрудникам завоевывает компании

C 2012 года число пользователей StrengthsFinder подскочило до 1,6 млн в год
Денис Абрамов / Ведомости

Фраза «Делайте акцент на позитиве» стала новой мантрой в компаниях вроде разработчика ПО VMware, интернет-ритейлера Wayfair и консалтинговой Boston Consulting Group (BCG), где начальники раздают похвалы направо и налево, заставляют подчиненных радоваться малейшим успехам и на «разборах полетов» особо выделяют сильные стороны работника, вместо того чтобы обсудить заваленную им презентацию.

Такие новинки раздражают лидеров, выросших в эпоху жесткости из лучших побуждений по принципу хирургического вмешательства: лучше причинить острую боль, которая скоро пройдет, чем обрекать человека на долгие мучения. Но их современные коллеги убеждают, что подобная жесткость в наши дни приносит вреда больше, чем пользы.

Полный разворот

Когда человека тычут носом в ошибки, он мысленно плюет и говорит себе: «Да, такой уж я уродился», - рассуждает Майкл Рассел, партнер BCG. Шаг за шагом консалтинговые фирмы меняют способы оценки результатов работы сотрудников. Долгие годы упор в них делался на ошибках и промахах, которые стоит исправить.

«Мы тратим силы, чтобы вовлечь человека в рабочий процесс, а потом начинаем тыкать его носом», - говорит Рассел. По результатам исследований она установила, что ряд сотрудников уходят из компании, где подверглись сомнению их профессионализм и достижения. А некоторым требуются дни и даже недели, чтобы прийти в себя.

Теперь на летучках и при оценке персонала менеджеры должны восхвалять работников и объяснять, как тот или иной подчиненный может применить свой талант для решения задач, которые идут у него со скрипом. Причем руководство советует упоминать не более двух проблемных сфер работы за раз, говорит Рассел.

Новая культура общения приживается не так уж успешно, рассказывает она. Некоторые менеджеры старой закалки игнорируют новый оптимистичный подход. Другие обнаружили, что сотрудники так привыкли к мысли о собственной ущербности, что их пришлось буквально заставлять выслушивать похвалы.

Лидер проектов Лиза Гильям вспоминает, что всегда пропускала мимо ушей позитивную часть обсуждения, зато навостряла уши, когда начальство заводило речь о ее промахах. 31-летняя женщина соглашается, что негатив вызывает уныние и раздражение. Но она не может перестать зацикливаться на нем. Сейчас от нее требуют выпячивать позитив. Начальник запретил ей упоминать письменно о своих слабых сторонах, хотя она при этом не забывала перечислить и то, что ей хорошо удается.

Как быть с негативом

Естественно, никто не стремится полностью искоренить негативную обратную связь. Выволочка порой мотивирует людей куда лучше просьб. Консультанты Zenger Folkman Джек Зенгер и Джозеф Фолкман обнаружили, что иные сотрудники тоскуют по критике больше, чем по доске почета.

Мейнард Уэбб, председатель Yahoo и автор вышедшей в 2013 г. книги «Перезагрузка работы», вспоминает, как в начале 1980-х гг. на него наорал топ-менеджер IBM. Такая обратная связь приводит к одному: прилагаешь все усилия, чтобы тебя окончательно не выбило из колеи, говорит он. В наши дни такой топ-менеджер нарвался бы на дисциплинарное взыскание, предполагает Уэбб: «Люди сейчас ожидают, что к ним иначе будут относиться».

Многие бизнесы по-прежнему привержены суровому обращению с работниками. Гендиректор Netflix Рид Хастингс некогда написал презентацию для сотрудников, в которой говорил про штат компании: «Мы как профессиональная спортивная команда, а не детский спортивный клуб». Там же он заметил: «Результаты не более чем адекватные приносят щедрую выплату - и увольнение».

Носители нового

Один из самых известных приверженцев инструмента оценки StrengthsFinder («Раскройте свои сильные стороны») - Facebook разработал новый стиль менеджмента, нацеленный на 20-30-летних работников, которые составляют большинство штата.

Интернет-ритейлер Wayfair учит менеджеров, как делать обратную связь привлекательной, рассказывает специалист по образованию и развитию Эшли Либиц. Сотни молодых работников компании «должны не только понимать, что делают великое дело, но и что делают его на отлично».

PricewaterhouseCoopers в прошлом году наняли около 9000 штатных сотрудников и стажеров из университетов. Компания просит своих менеджеров почаще проводить ликбез о карьерных перспективах сотрудников, вместо того чтобы разбирать итоги их прошлогодней работы.

Также компания просит рассылать электронные открытки с похвалами коллегам, рассказывает вице-председатель PwC Тим Райан.

Разработчик ПО VMware пропагандирует среди менеджеров концепцию упреждающей обратной связи Маршалла Голдсмита. Сотрудников просят предложить, как улучшить их результативность в будущем, а не разбирают прежние грехи.

При этом не позволяется делать оценочных суждений, критиковать или сравнивать предложения, рассказывает Виктория Севилья, разработавшая тренинг для VMware: «В итоге сотрудников не посещает уныние».

Уэбб согласен, что, если совсем удариться в позитив, рискуешь довести проблемы до такого состояния, когда они поставят под вопрос существование компании. Но эволюция, которая происходит в отношениях внутри компаний, не такая уж плохая вещь. Люди куда лучше работают, если их вдохновить и приободрить, считает Уэбб, концепция более мягкого отношения к человеку распространяется все шире, от школьных классов до футбольных полей, и вскоре может стать общепризнанной.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать