Статья опубликована в № 3829 от 13.05.2015 под заголовком: Перебор кандидатов

В кризис компании стали разборчивей в выборе новых сотрудников

На подбор персонала уходит много времени, жалуются кадровики
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
А. Таранин

На заполнение вакансии рядового специалиста кадровики компаний в среднем тратят около трех недель и проводят в среднем по девять собеседований с кандидатами, выяснили специалисты исследовательского центра Superjob. Чтобы нанять одного руководителя, требуется провести 11 собеседований, на это уходит чуть больше месяца. Работодатели сейчас стали более требовательны, чем год назад, и не спешат. Они стремятся подобрать хорошего сотрудника – и при этом подешевле.

Дольше, лучше, дешевле

«В российских компаниях наметился тренд к смене управленческих команд, – отмечает Мария Грилье, управляющий партнер хедхантинговой компании Wooster Hound. – Появилась возможность заменить менеджера из старой команды на более дешевого, с таким же уровнем квалификации и компетенций или даже выше». Сейчас заметно расширился выбор кандидатов топ-уровня, замечет Грилье: «Они стали более гибкими и сговорчивыми – как в отношении снижения своих компенсационных ожиданий, так и в рамках процесса переговоров и оценки». Это привело к тому, что заказчики стали более тщательно выбирать кандидатов, некоторые включили дополнительные этапы оценки кандидатов.

По ее словам, общий срок поиска и найма руководителей не изменился, но изменилась продолжительность разных его этапов. «Если раньше довольно много времени занимал сам поиск и переговоры с кандидатами (с мало заинтересованными людьми быстро не договоришься), то сейчас это время сократилось: доля тех, кто готов рассматривать предложения о новой работе, увеличилась», – объясняет она. По ее наблюдениям, работодатели стали дольше принимать решение о найме – процедуры по оценке и согласованию кандидата занимают теперь больше времени.

Рынок труда очень быстро реагирует на все экономические изменения, россияне к этому привыкли и даже закалились, считает Юрий Дорфман, партнер хедхантинговой компании Cornerstone. На его взгляд, сокращения, оптимизация бизнес-процессов, снижение компенсаций и урезание бонусов уже не вызывают у людей паники. Те, кто сегодня сталкивается с трудностями в поиске работы, в большинстве случаев прекрасно помнят 2008–2009 гг., сделали выводы и принимают все изменения. «Сложнее всего смириться молодым специалистам, тем, кто в начале своей карьеры получил щелчок по лбу», – говорит Дорфман.

«Многие компании стали осторожнее планировать развитие бизнеса», – поясняет Екатерина Горохова, гендиректор Kelly Services. Они замораживают новые проекты и, как следствие, сокращают набор сотрудников. «Такая политика отразилась на рынке труда», – поясняет она.

Существующий рынок можно назвать рынком работодателя, что мы наблюдали и в 2008–2009 гг., рассказывает Горохова. В несколько раз увеличилась фактическая явка на собеседование работников рядового уровня. В этой ситуации многие компании дольше выбирают нужных кандидатов, усложнились критерии отбора сотрудников, собеседования на некоторые позиции иногда проводятся аж в семь этапов. «Однако на редких специалистов спрос по-прежнему высок, – продолжает она. – Мы видим это в фармацевтике, нефтехимии и энергетике, а также в специальностях STEM (science, technical, engineering, mathematics)».

Валерьянка для кандидата

«В конце прошлого года резко увеличилось количество звонков от клиентов и кандидатов с вопросами о том, что происходит на рынке, – рассказывает Евгения Ланичкина, партнер рекрутинговой компании Antal Russia. – За звонками последовал наплыв резюме от людей, которые не были уверены в стабильности своей компании или своего положения в ней и хотели посмотреть другие варианты». Ланичкина отмечает, что многие из них в первую очередь искали не новую работу, а доказательства того, что они работают в надежной компании и им не надо ничего менять. Сейчас же у кандидатов появилось больше определенности: у кого-то уже прошли сокращения, чья-то компания осталась невредимой. Эмоции отступили, и теперь кандидаты дольше рассматривают предложения о работе, больше сомневаются, чаще отказываются от должности в последний момент. «Такое человеческое поведение объяснимо, однако оно усложняет работу рекрутеров», – говорит эксперт.

Ланичкина констатирует, что предложений от кандидатов сегодня больше, но число по-настоящему хороших специалистов не изменилось, поэтому найти лучшего стало труднее – нужно просмотреть больше соискателей. Рекрутеров дергают и работодатели, которые хотят найти самые лучшие кадры. Они не понимают, почему процесс подбора стал более долгим и включает все больше этапов.

«Работодатели все повышают требования к кандидатам, – согласен Дорфман из Cornerstone. – Они знают, что круг свободных специалистов расширяется, поэтому компании могут в спокойном темпе отсматривать специалистов, если вакансия не очень срочная».

Звезда компромисса

«Стратегия поиска работы будет отличаться в зависимости от того, работаете ли вы сейчас или уже нет», – говорит Ланичкина из Antal Russia. «Если вы продолжаете работать, максимально критически оценивайте каждое предложение. Не стоит неоправданно рисковать. Но если вы уже потеряли работу, не затягивайте поиски новой, – настаивает она. – Процесс поисков в любом случае затянется, будьте готовы к тому, что некоторые работодатели могут воспользоваться текущей ситуацией и предлагать менее выгодные условия, чем раньше».

«Главное – стать звездой, которая затмит конкурентов, – советует Дорфман. – Готовьтесь к собеседованию, изучайте все аспекты вакансии, информацию о компании, задавайте консультанту из кадрового агентства вопросы, не отмахивайтесь от советов, все это существенно увеличит ваши шансы». В то же время надо быть готовым к компромиссу, прежде всего по зарплате, замечает он. На взгляд эксперта, уже само наличие стабильного места работы в перспективной компании сегодня является серьезным преимуществом. «Если не удается добиться высокой зарплаты, делайте ставки на освоение новых функций, интересный опыт, шанс поработать у престижного работодателя, заняться своим личным брендом: побольше выступать на публике, пройти обучение. Рассматривайте время кризиса как период инвестиций в свое будущее», – предлагает Дорфман.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more