Американские безработные слишком разборчивы

Американцев, ставших безработными по собственному выбору, все больше
Небольшая, но постоянно растущая часть людей лишается работы по собственной воле/ Leo Correa/ AP

Опрос американских безработных показывает, что пусть небольшая, но постоянно растущая часть людей лишается работы по собственной воле. Исследовательская компания Harris в апреле опросила 1553 безработных. Примерно каждый пятый заявил, что сам написал заявление об увольнении. Их решимость подогревали сообщения об улучшении экономического положения и дефиците на рынке труда.

В прошлом году таких людей было 15%. А вот количество уволенных работодателями уменьшилось с 36% в 2014 г. до 28% в этом.

Опрос затронул ничтожно малую часть американских безработных. Но госстатистика отмечает ту же тенденцию. Последний отчет минтруда об открытых вакансиях и текучести кадров Job Openings and Labor Turnover Survey, выпущенный в середине мая, свидетельствует: в феврале с работы по собственному желанию уволилось 2,7 млн человек, а в марте – уже 2,8 млн. Особенно показательно эта цифра выглядит, если посмотреть данные за прошлый год: в марте 2014 г. заявление по собственному желанию написало 2,4 млн человек.

Сами захотели

2,8 млн американцев в марте 2015 г. написали заявление об увольнении по собственному желанию, хотя их никто не выгонял

Несмотря на все новости о дефиците рабочей силы, например нехватке инженеров и архитекторов, уволившихся в поисках лучшей доли может ожидать неприятный сюрприз, говорит гендиректор Express Роберт Фанк. Спрос на работников в отраслях, требующих высококвалифицированного труда, действительно высок. Программистам и бухгалтерам повезло. Но вот там, где нужны менее квалифицированные работники, рынок труда далек от перегрева. «Мы живем в двух экономиках одновременно», – рассуждает Фанк. В одной на рынке рабочей силы надувается пузырь, в другой – нет. Компании, пережившие рецессию, с осторожностью наращивают штат. Они придерживаются другой стратегии – стимулируют имеющихся работников повышать свою квалификацию. Это, в свою очередь, поднимает требования к соискателям и ставит барьеры для малоопытных претендентов.

Но и сами соискатели становятся все привередливее в выборе работы, гласит опрос Harris. По сравнению с прошлым годом меньше стало тех, кто согласен на неполный рабочий день, временные или внештатные позиции. Можно сделать вывод, что люди стали увереннее в своих силах и испытывают все меньше опасений. Если их уверенность оправдается и они найдут работу на полный рабочий день или же постоянную занятость, то не оправдается один из пессимистических прогнозов экономистов. Мол, огромная доля вынужденно занятых неполный рабочий день (т. е. тех, кто рад бы трудиться побольше часов, но не может найти подобную вакансию) – это новая реальность пострецессионной экономики. В апреле 2015 г. таких людей с неполной занятостью в США набралось 6,6 млн. Это куда меньше прошлогоднего уровня в 7,5 млн, но все равно крайне высокий показатель.

21% опрошенных безработных не намерены соглашаться на более низкую зарплату, чем была у них прежде. Фанк говорит, что стоит быть менее требовательным. Работодатели куда охотнее переманивают работников у других или же нанимают недавно потерявших работу, чем тех, кто нигде не работает более девяти месяцев. «Да забудьте вы об излишней щепетильности, – убеждает Фанк. – Устройтесь на работу и тогда уже ищите новую, по вкусу».

WSJ, 19.05.2015, Антон Осипов