Кто уцелеет после массовых сокращений персонала в банках

Банки мало озабочены перепрофилированием лишних сотрудников, стараясь сохранить лишь ключевых специалистов
А. Таранин

В 2014 г. банк «Хоум кредит» закрыл каждый четвертый офис – всего 1863 офиса и 22 региональных центра. По информации СМИ, в 2014 г. банк сократил не менее 10% штата, т. е. не менее 3000 человек. До осени 2015 г. Райффайзенбанк планирует сократить количество отделений с 208 до 177, а число городов присутствия - с 65 до 44. Одновременно до конца года планируется открыть шесть новых отделений в Москве в дополнение к 22 офисам, запущенным в 2014 г. «На решение об оптимизации сети повлияло изменение перспективности отдельных городов с точки зрения развития бизнеса», – объясняет Владимир Химаныч, руководитель управления по работе с персоналом Райффайзенбанка. «Нордеа банк» сокращает филиальную сеть на 40%, оставляя офисы только в Москве и Санкт-Петербурге и закрывая отделения в Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Пензе, Ростове-на-Дону, Самаре, Саратове и Челябинске.

Из-за кризиса финансовые показатели банков заметно ухудшились, и они в 2014–2015 гг. занялись оптимизацией крупнейшей статьи расходов – зарплат. По словам Екатерины Низовской, территориального менеджера компании «Анкор банки и финансовые услуги», программы сокращения в основном коснулись сетей розничных отделений банков: банки уменьшали численность персонала или совсем закрывали нерентабельные точки. Также оптимизация затронула бэк-офисные функции – сопровождение операций, работу с корсчетами, бухгалтерию, юридическую и кадровую службы. В большей степени эти меры коснулись подразделений, занимающихся территориальным управлением, – с целью экономии банки укрупняют территории, объединяют по 2–3 региональных управления в одно, а также централизуют функции в штаб-квартирах.

Уволенные сотрудники не ропщут. «В банковском секторе, если работник пойдет против работодателя, ему будет сложно трудоустроиться в дальнейшем. В этой отрасли нет ни одного независимого профсоюзного органа, поэтому права работников некому защищать», – говорит Петр Принев, руководитель орготдела профсоюза МПРА. По словам Принева, время от времени сокращаемые банковские сотрудники обращаются в МПРА с жалобами на то, например, что их не уведомили о сокращениях вовремя или принудили подписать заявления об уходе по собственному желанию, но об активной защите их прав речи не идет.

Спасение избранных

Как объясняет Галина Вайсбанд, вице-президент по управлению персоналом банка «Хоум кредит», когда была возможность, сотрудникам предлагались вакансии в других подразделениях и регионах присутствия банка. Однако возможностей по сохранению персонала у банков немного. «Банки не предпринимают системных усилий по поддержке высвобождаемых сотрудников. Они предоставляют денежные компенсации ключевым менеджерам или рекомендуют им обратиться в кадровые агентства, с которыми сотрудничает банк», – говорит Низовская.

Анвар Мирасимов, генеральный директор компании Re:Sale Expert, занимающейся продажей и покупкой готового бизнеса, рассказывает, что в его компании открыты вакансии менеджеров по продажам и в день они рассматривают до 15 резюме. «За последние три недели до 70% кандидатов – подпавшие под сокращение специалисты банковской сферы (в основном старшие менеджеры и старшие специалисты из «ВТБ 24», Сбербанка, Банка Москвы). По заявлению многих кандидатов, практически всех пустили под нож без особой борьбы за сотрудников. Банки сохраняют лишь ведущих специалистов либо предлагают им новые места в новых отделах и подразделениях», – говорит Мирасимов. «Кандидаты из крупных розничных банков рассказывали о том, как департаменты сжимались до отделов, – подтверждает Станислав Злобин, ведущий специалист кадрового агентства «Юнити». – Директоров департаментов переводили на должности начальников отделов, начальников отделов – на главных специалистов, главных – на ведущих. А ведущих и просто специалистов и вовсе сокращали». По словам Злобина, в другом крупном розничном банке на специалистов по подбору персонала возложили функции делопроизводителей и архивариусов, а последних сократили.

Перепрофилировать

Часть сотрудников банки перепрофилируют, но масштаб программ переподготовки не раскрывают. «Легче всего перепрофилировать специалистов, имеющих опыт работы в бухгалтерии или казначействе», – отмечает Злобин. Проще всего, объясняют в «Юнити», перепрофилировать простого бухгалтера в менеджера по продажам.

В «ВТБ 24» в 2015 г. сократят 5% от численности персонала на конец 2014 г., т. е. около 2000 человек. Частично сокращение персонала связано с продолжающимся процессом интеграции с Транскредитбанком (ТКБ), объясняет Наталья Травникова, вице-президент, директор департамента персонала и корпоративного развития «ВТБ 24». Оптимизация сети необходима в первую очередь для того, чтобы избавиться от дублирования функций в региональной сети экс-ТКБ и «ВТБ 24». По словам Травниковой, в I квартале большая часть работников бывшего ТКБ была переведена на свободные вакансии в «ВТБ 24», в том числе во вновь открываемых точках продаж. Специалисты административно-хозяйственной службы, бухгалтеры, IT-специалисты стали обслуживать клиентов, пройдя дополнительное обучение, а руководители бухгалтерских служб начали работать заместителями руководителей офисов продаж банка. Кроме того, часть сокращаемых работников переехали из некрупных городов в базовые филиалы «ВТБ 24» в Новосибирске, Екатеринбурге и Чебоксарах. Однако точных цифр о количестве трудоустроенных таким образом в банке не раскрывают.

Пустили под нож

По данным опроса, проведенного компанией «Анкор» в I квартале 2015 г., 40% банков сократили штат в 2014 г. и 42% планируют сделать это в 2015 г.

Некоторые банки пытаются подсластить прощальную пилюлю. Так, в «Нордеа банке», как рассказала Ирина Мартынова, заместитель директора по персоналу «Нордеа банка», в помощь уходящим сотрудникам разработали инструкцию по трудоустройству, которая содержала информацию о том, как искать работу и как правильно составить резюме, на что стоит обратить внимание будущего работодателя, как готовиться к собеседованию и т. д. При необходимости банк предоставлял рекомендательные письма. Однако подобные консультации по карьерному консультированию сокращаемых и возможностям дальнейшего трудоустройства (аутплейсмент), как говорит источник в одном крупном кадровом агентстве, сейчас практикуют единицы.

15 человек на сундук мертвеца

По мнению Глеба Лебедева, директора по исследованиям HeadHunter, на протяжении 2014 г. количество резюме на одну открытую вакансию находилось на уровне 2,5–3, но к маю оно выросло до 3,8. В регионах самая высокая конкуренция наблюдалась среди соискателей в банковской сфере в Ростове-на-Дону, Москве и Санкт-Петербурге, а самая низкая – в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде.

Самый высокий конкурс наблюдается на позицию финансового аналитика – 18 человек на одну вакансию в России в целом и 39 человек на одно место в Москве. А самым дефицитным специалистом является сотрудник колл-центра (на каждую вакансию приходится 1,6 кандидата). Но их требуется очень мало – в 20 раз меньше, чем вакансий кредитных специалистов или кассиров (139 против 2700 и 1000 соответственно). По данным HeadHunter, большая часть вакансий в банковском секторе в настоящее время приходится на сферу продаж и работы с клиентами. Следом идут вакансии сферы IT для работы с банковскими информационными системами. Замыкают тройку лидеров вакансии в сфере безопасности, в том числе информационной.

По словам Низовской, банки в регионах продолжают набирать в основном специалистов по взысканию задолженности, а также специалистов по продажам банковских продуктов с минимальным опытом работы и горящими глазами. Но теперь им будут платить меньше. Если в I квартале 2014 г. кредитному специалисту в России предлагали зарплату в 33 500 руб., то сейчас – только 29 000 руб. Сотрудник колл-центра в прошлом году мог рассчитывать на 30 000 руб., а сейчас – максимум на 26 000 руб.