На чем оптимизатор сайтов SeoPult зарабатывает по $53 млн в год

Особая бизнес-модель вывела компанию в лидеры SEO-рынка
Алексей Штарев руководит компанией SeoPult c 2010 г./ Е. разумный/ Ведомости

Крупнейший в России сервис поисковой оптимизации (SEO, search engine optimisation) SeoPult был основан Николаем Евдокимовым и Игорем Артеменко в 2008 г. Нынешний генеральный директор компании SeoPult Алексей Штарев пришел в SeoPult в 2010 г. По словам Штарева, сначала он занимался сложными проектами агентства и обучением, а потом постепенно начал заниматься продуктами SeoPult: «Вначале маленькими, потом более крупными и успешными». SeoPult зарабатывает на том, что оптимизирует сайты компаний-клиентов таким образом, чтобы позиции этих сайтов в результатах поиска в «Яндексе» или Google улучшались. Клиентская база SeoPult насчитывает 430 000 компаний. Подавляющее большинство клиентов SeoPult – компании малого и среднего бизнеса, они приносят SeoPult чуть более половины выручки. Среди клиентов SeoPult – маркетологи, веб-мастера, SEO-специалисты, владельцы малого и среднего бизнеса, частные предприниматели из самых разных отраслей и регионов.

В 2014 г. выручка SeoPult составила около $53 млн по докризисному курсу. Сегодня доля SeoPult на российском рынке автоматизированных систем поисковой оптимизации достигает 65–70%, утверждает Штарев. Средний чек на клиента SeoPult не раскрывает. А бюджеты клиентов на оптимизацию сайта могут оставлять от 300 руб. в месяц до нескольких сотен тысяч, рассказывает он. Компания также зарабатывает на консалтинге клиентов. Услуга персонального менеджера, в том числе аудит сайта и рекламных кампаний, стоит 3000 руб. в месяц. «Сервис доступен очень широкому числу пользователей», – говорит Штарев.

Профессия – оптимизатор

Оптимизация сайтов – сродни искусству врача и визажиста одновременно. Для SEO-специалиста оптимизация клиентского сайта начинается с выбора слов, по которым предлагаемые на сайте товары и услуги будут искать в интернете, рассказывает Штарев. Ключевых слов может быть 10, 100, 1000 – это те запросы, по которым клиентский сайт хочет занимать хорошие позиции в результатах поиска. После того как ключевые слова отобраны, необходимо определить, готов ли сайт к продвижению: какого качества сайт, уникальный ли контент, насколько он отвечает поисковым запросам, перечисляет гендиректор SeoPult. После предварительной внутренней оптимизации сайта SEO-специалист приступает к наращиванию известности ресурса. «Качество внешних ссылок на сайт – это весомый показатель для ранжирования. Если на ваш сайт ссылаются популярные ресурсы похожего по тематике и аудитории профиля с большой посещаемостью, это благоприятный сигнал для поисковых систем. Получить такие ссылки бесплатно молодым сайтам очень сложно, приходится за них платить», – говорит Штарев.

Популярная услуга

По оценке аналитика «Финама» Леонида Делицына, рынок SEO в России в 2014 г. достиг 13,2–13,6 млрд руб. (+10% к 2013 г.). По приблизительным оценкам, только рынок SEO-услуг, оказываемых клиентам, составляет 25–35 млрд руб., отмечает Райцин. При этом доходы ссылоч­ных бирж и агрегаторов – порядка 7–9 млрд руб.

Следующий этап – работа с конверсией на сайте. В поисковой оптимизации большое значение имеют так называемые поведенческие факторы: сколько времени проводят на сайте пользователи, сколько страниц они просматривают, показатель отказов (уходов с сайта), совершенные посетителями действия, наличие телефонов и цен на сайте, актуальность офисов в представленных регионах и прочее, объясняет Штарев. По его словам, полнота, достоверность коммерческой информации, представленной на сайте, позволяет увеличить конверсию, а также служит для поисковых систем важным показателем качества ресурса. «Например, успехи интернет-магазина бытовой техники, на котором нет цен, сроков доставки, информации о наличии товара, будут невелики», – уверен он.

SeoPult не дает гарантий, что клиентский сайт попадет в топы поисковой выдачи. Конечный результат зависит от качества самого сайта, региона, конкурентности тематики и многих других факторов. В среднем динамика видна после трех месяцев работы с сайтом, говорят в компании. Но продвижение – это процесс постоянный, никогда нельзя останавливаться.

В 2008 г. штат SeoPult состоял из трех человек. А сейчас в компании работает примерно 230 сотрудников: ее офисы есть в Москве, Иванове и некоторых других городах СНГ. Сотрудники SeoPult работают в Таиланде, Индонезии, Польше, рассказывает Штарев. Размера зарплат сотрудников генеральный директор SeoPult не раскрывает, отмечая лишь, что они «несколько выше рынка».

Игра в угадывание

«Яндекс» выделяет около 800 факторов, которые влияют на позиции сайта в поисковой выдаче, – но свои алгоритмы поисковики держат в секрете, говорит Штарев. Поисковые системы хотят показывать пользователю наиболее качественные и авторитетные сайты в своей области, а некоторые SEO-сервисы пытаются поднять позиции сайта, не улучшая его качество, а влияя на факторы ранжирования, а это попытка обмана поисковых систем, утверждает источник, близкий к «Яндексу». А покупку ссылок можно сравнить с покупкой фальшивых отзывов или накруткой рейтингов и голосований, категоричен собеседник «Ведомостей».

Генеральный директор специализирующейся на SEO-продуктах и услугах Mirafox Михаил Райцин говорит о длительном противостоянии инженеров поисковых систем и оптимизаторов: «Первые стараются уменьшить влияние оптимизаторов на поиск и повысить стоимость и непредсказуемость SEO-услуг, вторые пытаются разгадать алгоритмы поисковиков и найти максимально эффективные методы продвижения». Штарев не согласен с тем, что бизнес оптимизаторов строится на обмане поисковых систем. Напротив, SEO-компании, по его мнению, выполняют полезную миссию: например, SeoPult учит пользователей улучшать свои сайты, наполнять интересным контентом, выстраивать взаимодействие с посетителем сайта, правильно настраивать рекламные кампании, говорит он.

Насыщение рынка

Открыть этот бизнес семь лет назад не стоило практически ничего – надо было только понимать, как работают поисковые системы, и располагать начальной клиентской базой, которая потом активно росла за счет сарафанного радио, утверждает Штарев. По словам Штарева, несколько лет выручка SeoPult росла примерно на 100% в год. Но в 2014 г. рост направления SEO несколько замедлился. Штарев связывает это с насыщением рынка и усилением конкурентной борьбы. Сейчас компании приходится конкурировать с множеством фрилансеров, мелкими и крупными SEO-агентствами, признается Штарев. Сегодня SEO-рынок в России настолько насыщен, что проникнуть на него либо без солидных внешних инвестиций, либо без готовой базы клиентов практически невозможно, уверяет он.

Кроме того, рынок находится под прессингом противостояния поисковых систем и оптимизаторов. «Поисковые системы постоянно дорабатывают алгоритмы поиска, и задача оптимизаторов, в том числе нашего сервиса, – понять, что изменилось, и снова дать заказчику действенный инструмент для продвижения сайта», – объясняет он. По SEO-рынку больно ударил экономический кризис, сильно подкосивший позиции малого и среднего бизнеса – основной клиентуры оптимизаторов, отмечает Райцин. К тому же поисковые системы ужесточили правила. Сейчас поисковым системам, работающим в России, крайне важно демонстрировать устойчивые темпы прироста выручки, поэтому они не могут себе позволить жалеть оптимизаторов, констатирует аналитик «Финама» Леонид Делицын. Иначе начнется переток средств рекламодателей в SEO, прогнозирует он.

Инструмент конкуренции

Тем не менее SeoPult удается сохранять лидерство благодаря своей бизнес-модели. Дело в том, что SeoPult – не агентство, предоставляющее услуги оптимизации, а поставщик инструментов, подчеркивает Штарев. SeoPult разрабатывает инструменты продвижения сайтов и дает к ним доступ пользователям, объясняет он. Одним из таких инструментов стал программный продукт SeoPult.ru, вспоминает Штарев. Он задумывался как инструмент для автоматизации механической работы SEO-профессионалов. Изначально рентабельность «инструментального» бизнеса была относительно невелика – всего 10% против 300%, принятых в те времена среди обычных SEO-кампаний, отмечает гендиректор SeoPult. И в конце 2000-х многим на рынке казалось, что SeoPult совершает ошибку. Однако инструмент SeoPult.ru оказался не только единственным на рынке, но и достаточно простым. Это привело к тому, что этим инструментом активно стали пользоваться на только профессионалы в SEO и маркетологи, но и частные предприниматели, владельцы бизнесов, которые были новичками в интернет-продвижении, говорит Штарев. Именно благодаря тому, что у SeoPult появилась многочисленная группа непрофессиональных пользователей, считает Штарев, компания смогла начать зарабатывать на дополнительных консалтинговых услугах, у нее также появился учебный центр для подготовки специалистов.

А в 2012 г. SeoPult получила признание финансового рынка. Инвестиционный венчурный фонд iTech Capital за $10 млн купил миноритарную долю SeoPult, рассказывал «Ведомостям» управляющий партнер iTech Capital Глеб Давидюк. Партнерство с iTech Capital дало возможность выйти на международные рынки, получить экспертизу в финансовой и юридической сфере, расширить связи за рубежом, утверждает генеральный директор SeoPult. Кроме того, по словам Штарева, партнерство с фондом сделало SeoPult более респектабельным.