Торговые центры США создают свои венчурные фонды

Моллы вкладываются в сферы, где у ритейлеров самые острые проблемы
Аппетит торговых центров к инвестициям в стартапы – яркий пример того, как самые разные компании ввязываются в венчурное финансирование, чтобы получить в свое распоряжение последние инновации и новейшие бизнес-модели/ Д. Гришкин/ Ведомости

Крупнейший американский оператор моллов Simon Property Group в виде пробы вложил около $20 млн в 18 стартапов. Практически все инвестиции были сделаны за последние 15 месяцев через венчурное подразделение Simon Venture Group. В июне Simon вложил $1 млн в Union Station – онлайн-сервис по прокату платьев для подружек невесты. Сейчас стартап устраивает шоу по стране. На первой встрече менеджеры обеих компаний провели мозговой штурм, как стартап может использовать площади Simon для развития бизнеса. «Это совершенно новый бизнес, которого не было в портфеле розничных проектов Simon», – говорит Сайлер Фернандес, управляющий директор Simon Venture Group. В Simon Venture Group его переманили в прошлом году из венчурной фирмы Centripetal Capital Partners. 35-летняя Кори Харди рассказывает, что основала Union Station в Нью-Йорке в 2012 г., когда поняла, что самыми дорогими ее платьями стали наряды подружки невесты, которые она надела только один раз. Инвестиции Simon Venture Group она называет «высокой оценкой нашей работы».

Другой оператор торговых центров, Westfield, запустил проект Westfield Labs, инвестирующий в стартапы. Для него наняли команду программистов, которые помогают начинающим предпринимателям. Simon и Westfield – одни из пяти владельцев сети моллов, которые поддерживают стартап из Кремниевой долины Deliv – сервис доставки на основе краудсорсинга, который служит посредником между магазинами и прошедшими отбор водителями. Так ритейлерам проще конкурировать с Amazon.com и остальными крупными онлайн-торговцами. 51-летняя Дафна Кармели, основатель Deliv, довольна сотрудничеством. Оно уменьшает ее операционные издержки, дает доступ к сотням магазинов и позволяет предлагать универсальные решения для клиентов по всей стране. Директор по маркетингу Simon Property и член совета, выбирающего стартапы для инвестиций, Майкл Тигесен верит, что если существующие магазины использовать как распределительные центры, то это обеспечивает более широкий физический охват покупательской аудитории. Выполнять заказы на базе магазинов-складов очень интересно для Simon, говорит Тигесен.

Гендиректор Simon Property Дэвид Саймон решил запустить венчурный фонд, чтобы легче было работать со стартапами. Фонд – 100%-ная «дочка» Simon Property, фонда недвижимости, который управляет более чем 200 моллами, магазинами, аутлетами и другой недвижимостью ритейлеров. Годовая выручка Simon Property – около $4,87 млрд. Саймон лично одобряет каждую инвестицию, которая может «стоить» как $5 млн, так и всего лишь $250 000.

«Мы вкладываемся в сферы, где у ритейлеров самые острые проблемы, и получаем готовые решения, подходящие и для клиентов Simon, и для остальных», – говорит Фернандес. $1,5 млн двумя траншами Simon вложил в Fashion Project – онлайн-ритейлера, с помощью которого можно продать подержанную одежду, а деньги отправить на благотворительность, самому выбрав проект. Благодаря Fashion Project люди идут в торговые центры, где находятся пункты приема одежды. Если молл им понравится, они придут туда снова, объясняет Фернандес, который подсчитал, что с момента основания фонда пообщался с 1700 стартапами в поисках подходящих для ритейла.

Центры зарабатывают

$200 млн за такую цену компании SK Telecom был продан разработчик мобильного приложения для прог­раммы лояльности Shopkick. В Shopkick вложился торговый центр Simon.

В прошлом году Simon открыл пункты приема поношенной одежды в четырех своих торговых центрах. Он также познакомил стартаперов с топ-менеджментом магазинов, которые могут стать партнерами проекта.

Аппетит торговых центров к инвестициям в стартапы – яркий пример того, как самые разные компании ввязываются в венчурное финансирование, чтобы получить в свое распоряжение последние инновации и новейшие бизнес-модели. В прошлом году было сделано 686 венчурных инвестиций из фондов корпораций. Это самый высокий с 2001 г. показатель, судя по данным Dow Jones VentureSource.

Ритейлер Lowe’s формально не имеет своего венчурного фонда. Но у него есть команда, ищущая интересные проекты и вкладывающая деньги на раннем этапе. Например, в Decorist – онлайн-форум, где можно индивидуально консультировать по дизайну и декору. Венчурным финансированием корпорации интересовались не раз: в конце 1960-х, в середине 1980-х и во время интернет-бума 1990-х. Но бежали с венчурного рынка, как только он схлопывался. В среднем венчурные фонды корпораций существовали около года, подсчитал профессор бизнес-школы Гарварда Джош Лернер.

Финансовая отдача от венчурных инвестиций у компаний куда меньше, чем у независимых фондов, продолжает Лернер. Но даже те вложения, которые пришлось списать, могут оказаться полезны. Они дают компаниям доступ к потенциальным партнерам, передовым технологиям и новым бизнес-моделям. Есть и сложности взаимоотношений. Например, конфликт интересов. Компания может рассматривать стартап как возможный объект для поглощения, а сам стартап мечтает продаться подороже кому-нибудь на стороне.

Партнер венчурной фирмы Flybridge Capital Partners Джефф Буссганг обычно уговаривает стартапы, пока не встанут прочно на ноги, не договариваться с корпорациями о финансировании. Ведь со временем бизнес-модель стартапа может измениться и войти в противоречие с интересами корпорации. Кармели из Deliv повезло – ее сотрудничество с ритейлерами взаимовыгодно. «Я смогла замкнуть экосистему, – говорит она. – Управляющие торговыми центрами заинтересованы в успехе магазинов».

WSJ, 1.07.2015, Антон Осипов