Венчурные фонды вкладывают сотни миллионов долларов в экспедиторов нового типа

Как стартапы адаптируют грузоперевозки к реалиям интернет-эпохи
В секторе грузоперевозок даже самые продвинутые экспедиторы со скрипом внедряют новые технологии/ freeimages.com

Компании Кремниевой долины инвестируют в стартапы, адаптирующие грузоперевозки к реалиям интернет-эпохи. Оборот этой сферы оценивается в $160 млрд в год. Экспедиторы, которые координируют доставку товаров для ритейлеров и производителей, занимаются всем – от поиска оптимального сочетания авиа-, железнодорожных и автоперевозок до растаможивания. Они работают по всему миру, но многие клиенты жалуются, что экспедиторы отстали от времени в плане технического оснащения. Заказы принимаются по телефону или факсу, а местонахождение груза отслеживается с помощью таблиц, регулярно рассылаемых по электронной почте.

Десятки компаний пытаются выйти на рынок доставки грузов, став в этой области второй Expedia или Priceline Group. Они ставят на то, что продуманная онлайн-платформа и автоматически рассчитываемая стоимость услуг прельстят клиентов и те переметнутся от своих экспедиторов к новичкам. Ветераны отрасли со скептицизмом смотрят на эти потуги: перевозка грузов – слишком сложный и зависящий от долгосрочных отношений бизнес, чтобы кто-то со стороны так просто в него ворвался.

Но крупнейшие венчурные инвесторы Кремниевой долины готовы сделать ставку на новые технологии. С 2014 г. они вложили около $1 млрд в подобные стартапы. Это в 2 раза больше, чем за предыдущие пять лет, гласят данные исследовательской фирмы Pitchbook Data. Эта индустрия еще два года назад практически не привлекала внимания бизнес-ангелов.

Среди последних сделок: Foun­ders Fund сооснователя PayPal Питера Тиля в прошлом месяце вложил $20 млн в экспедиторский стартап Flexport, который предлагает услугу онлайн-заказов и отслеживание перемещений груза. «У вас в любой момент есть прямой доступ к информации. Не надо, как прежде, играть в телефонные игры с брокерами», – рекламирует Трае Стивенс, директор Founders Fund.

У некоторых клиентов есть специфические запросы, привязанные к сети поставщиков и дистрибуции, которые не так-то легко удовлетворить автоматизированной системе. Кроме того, традиционные экспедиторы предлагают дополнительные услуги. Например, пользуясь хорошими отношениями с перевозчиками, они гарантируют, что товар клиента будет первым в очереди на доставку, если очередь вдруг возникнет. Ряд стартапов не способны помогать в растаможивании, а это критически важная услуга при международных поставках.

«Многие интернет-компании рассчитывают свести перевозчика и заказчика и думают, что в этом и заключается добавочная стоимость экспедитора», – иронизирует Матиас Ханке, консультант по грузоперевозкам из Цюриха. В совместном обзоре Университета Пенсильвании и консалтинговой фирмы Capgemini профессор Джон Лэнгли утверждает, что 75% клиентов уверены: логистика может только выиграть от применения современных технологий. Но лишь 40% признают, что логистические компании используют такие технологии.

Flexport уверяет, что благодаря автоматизации многих процессов она доставляет грузы быстрее, чем обычные экспедиторы. Таможенные декларации она заполняет в электронном виде и предлагает онлайн-отслеживание грузов на море и даже в воздухе. Брайан Хан, сооснователь Nomad Goods, рассказывает, что благодаря Flexport у него уходят считанные минуты на организацию доставки партии телефонных зарядок из Китая в США. Nomad Goods быстро растет, рассуждает Хан, и перспектива поставки товара с помощью традиционных экспедиторов пугает его своей сложностью: «Мы тут не пытаемся стать экспертами по логистике, мы всего лишь производитель, который хочет, чтобы его товар поставлялся вовремя».

Стартапы изо всех сил рвутся на рынок с новыми технологиями. Тель-авивский Freightos продает свои услуги обычным экспедиторам. Его ПО дает доступ к базе рейтингов перевозчиков, пошлин, топливных сборов и других издержек, которые позволяют точно и заранее просчитать цену услуг. Компания получила $9 млн венчурного финансирования. «Правильные технологии отрывают с руками», – говорит пресс-секретарь объединения 15 крупнейших линий, образующих Transpacific Stabilization Agreement. Аналитики предрекают, что экспедиторы, которые не освоят новые технологии, потеряют долю на рынке. «Технология в конце концов победит, как обычно, – говорит Алекс Ле Руа, аналитик компании Transport Intelligence. – Тот, кто не успеет, окажется за бортом».

WSJ, 6.08.2015, Антон Осипов