Чем поощрить сотрудников, если денег на бонусы нет, а акции дешевеют

Высокотехнологичные компании внедряют новые схемы долгосрочного вознаграждения
А. Таранин

Наши компании тоже внедряют схемы премирования с помощью акций в качестве долгосрочного стимула для сотрудников. О запуске новых программ в этом году, в частности, объявили «Яндекс», Mail.ru Group и Qiwi. Интерес к вознаграждениям на базе акций в России у работодателей вырос отчасти потому, что из-за кризиса у многих компаний просто нет средств на денежные премии, говорят эксперты. По данным исследования «Банка данных заработных плат HeadHunter», выплатить бонусы за 2015 г. точно решили всего 8% компаний-респондентов. Еще 55% работодателей примут окончательное решение в зависимости от показателей по итогам текущего года. «Слово «бонус» сейчас воспринимается как ругательство, средний менеджмент на время просто его забыл. Однако работать без всяких гарантий на падающем рынке – не самый лучший мотиватор», – говорит Сергей Ражев, управляющий партнер Cornerstone.

Гендиректор Apple Тим Кук недавно заявил, что все работники, включая продавцов в магазинах, будут поощряться правом на бесплатное получение определенного количества акций, пишет The Wall Street Journal. Раньше эта опция была доступна только топ-менеджменту. Сам Кук в 2011 г. получил 1 млн акций Apple. Гендиректор Twitter Джек Дорси в конце октября поддержал коллегу, объявив, что отдаст 1% акций компании из своего пакета, чтобы «реинвестировать его в наших людей». Сделай сотрудников акционерами, и ты усилишь лояльность так, как это не удается с помощью зарплаты, уверяют менеджеры. Учитывая стоимость акций компании, бонусы работников куда больше, чем если бы им платили наличными.

На длинном поводке

Как пишет The Wall Street Journal, драйвером роста популярности схем вознаграждения на базе акций стали стартапы, капитализация которых благодаря интересу венчурных фондов исчисляется цифрами со множеством нулей. За ними потянулись и другие компании, констатирует Дэн Уолтер, гендиректор консалтинговой фирмы Performensation.

Джоэл Холланд, гендиректор Vi­deo­Blocks, хвастается, что с 2012 г., когда он стал делиться акциями со своими 57 сотрудниками, компанию покинуло человек меньше, чем пальцев на руке. Чтобы закрепить людей в фирме, длительность опциона установили на четыре года. «Я хотел создать культуру настоящей вовлеченности, а не жизни до получки», – говорит Холланд.

Схемы с акциями

Stock Option – опцион, дающий право сотруднику выкупить акции компании по фиксированной цене в течение определенного периода (обычно 3–5 лет)
Restricted Stock Units – схема поощрения, дающая право сотруднику купить или получить бесплатно акции, если он выполнит определенное условие (по продолжительности работы в компании или по показателям KPI)
Stock Appreciation Rights – бонусный план, дающий сотруднику право получить вознаграждение в виде денег или акций, размер которого будет зависеть от прироста стоимости акций компании за определенное время

Некоторые стартапы, которые не спешат становиться публичными, сталкиваются с давлением на руководство. Если не раздавать все большему числу сотрудников все больше акций, те начинают прикидывать, не перейти ли им улицу и не устроиться ли в другой стартап, где им, как новым работникам, сразу выдадут пакет акций, который можно будет реализовать, жалуется Марк Эдвардс, президент консалтинговой фирмы Compensia: «На фоне бурного роста отрасли у людей появляются завышенные ожидания. Все хотят стать круче, чем в прошлом году».

У разработчика MediaMath все сотрудники, вплоть до секретарей, получают опцион, равный их первоначальной зарплате. Но работники всех уровней требуют все больше и больше акций, так что недавно компании пришлось объявить о программе поощрения, включающей новые опционы. «У нас не будет бедняков и нищих», – обещает директор по персоналу Питер Филен – компания планирует IPO, так что на лояльных сотрудников может пролиться золотой дождь.

Лучше наличными

Мода на оплату акциями труда не только боссов, но и рядовых сотрудников зародилась во время дотком-бума 1990-х. Американские интернет-компании осчастливливали своими бумагами даже водителей грузовиков. Когда в 2001 г. пузырь лопнул, люди вместо денег остались с красивыми бумажками, пишет The Wall Street Journal.

Неудивительно, что работодателям до сих пор бывает сложно убедить сотрудников принять компенсацию в виде акций, а не денег. Американская компания Zayo Group пыталась проделать это с 1947 работниками, в том числе дать акции секретарям и сотрудникам колл-центра, вспоминает один из директоров компании, Рейчел Дональдсон. Акции сейчас составляют до 10% вознаграждения у службы поддержки и до 90% – у гендиректора. Но выяснилось, что часть сотрудников не понимают, как можно в течение определенного времени приобретать и продавать акции. Претенденты на руководящие посты допытывались у службы персонала, как им выплачивать кредит за машину, если немалую часть доходов они получают акциями. А сотрудники из Европы, оказавшиеся работниками Zayo после поглощения их компаний, жаловались на уменьшение зарплаты.

Гендиректор Zayo никак не мог взять в толк, почему его подчиненные не ценят бумаги компании, вспоминает Дональдсон. А те никак не могли понять, насколько реальны их новые доходы и как их обналичить. Zayo пришлось запустить образовательный курс, какие выгоды можно извлечь, будучи акционером. «Схема несколько смахивает на выдачу зарплаты лотерейными билетами, – подшучивает профессор Лондонской школы экономики и бизнес-школы Стэнфорда Дирк Джентер, изучающий вопросы компенсации акциями. – Большинство людей предпочтет наличные».

Сбились с курса

Долгое время капитализация российских компаний росла и опционы на акции считались отличным инструментом удержания сильных специалистов, считает Алена Владимирская, гендиректор Pruffi. Например, в компании «Яндекс» схемы вознаграждения акциями применяются с 2012 г. К концу 2014 г. в такие программы поощрения были вовлечены около 17% сотрудников. Каждый год акциями награждают около 500 человек – как талантливых менеджеров, так и программистов. Сотрудники «Яндекса» увлеченно следили за биржевыми котировками, рассказывает Владимирская. И то, что они каждый день богатеют, их очень вдохновляло. Чтобы сотруднику была выгодна возможность получить акции, котировки компании должны расти на протяжении длительного времени, замечает Ражев.

Сейчас российские акции, курсы которых либо снижаются, либо ведут себя непредсказуемо, как инструмент поощрения утрачивают привлекательность. К примеру, если акции компании раньше стоили $20, а сейчас $5, ей уже трудно завлекать талантливых специалистов обещанием премий, теряющих в цене, говорит Владимирская. Все это заставляет компании вводить новые схемы поощрения акциями, которые меньше зависят от капитализации. Например, вышеупомянутые Mail.ru Group, Qiwi и «Яндекс» будут поощрять сотрудников по схеме Restricted Stock Units (RSU) – правом получения сотрудником конкретного, заранее определенного количества акций при выполнении определенного условия (вестинга). У Mail.ru Group это условие состоит в том, что сотрудники получат акции только через четыре года работы. Как рассказал Дмитрий Сергеев, заместитель гендиректора Mail.ru Group, главная цель программы – привлечение и удержание талантливых разработчиков, что важно для долгосрочного развития компании. Кто из более 3500 сотрудников Mail.ru Group будет премирован новым способом, в компании не раскрывают. «Каких-либо ограничений по категориям сотрудников нет, – уточняет Сергеев. – Поэтому участие рядовых сотрудников и менеджеров среднего звена не исключается». Так же поступает и группа Qiwi, занимающаяся платежными сервисами. До конца 2015 г. 30–50 сотрудников Qiwi получат ее акции. Премировать собираются не только высший менеджмент, но и технических специалистов и менеджеров среднего звена.

Правда, подобные нововведения не устраняют главного недостатка схем поощрения на базе акций, говорят эксперты. По словам Ражева, в нашей стране из-за политических и экономических рисков рост или снижение курса акций часто не связаны с усилиями менеджмента компании. Когда капитализация компании от тебя не зависит, вряд ли тебя будет мотивировать право на получение ценных бумаг, замечает Юрий Поспеев, партнер адвокатского бюро «Дмитрий Матвеев и партнеры». К тому же за 4–5 лет может произойти много событий (таких как M&A), которые поставят под вопрос опционную программу, говорит юрист: «Сейчас обладатель опциона похож на владельца приватизационного ваучера в 1990-х, с которым не понятно, что делать».

В подготовке статьи принимал участие Антон Осипов