Статья опубликована в № 4017 от 17.02.2016 под заголовком: Престижный диплом не накормит

Диплом престижного вуза не гарантирует высокой зарплаты

Исследователи двух университетов проверили, кем работают и сколько зарабатывают 7300 выпускников вузов США

Исследователи Brigham Young University и Университета Сан-Диего проанализировали судьбы тысяч американских выпускников и их достижения за 10 лет после выпуска. Оказалось, что престижные дипломы увеличивают заработок только для ограниченного числа специальностей. Во многих профессиях известность учебного заведения не сказывается на доходах. Технические и прикладные науки, инженерное дело, математика – здесь зарплаты не зависят от известности вуза. А вот если абитуриент хочет посвятить себя бизнес-дисциплинам или гуманитарным наукам, не стоит скупиться на элитное образование.

Исследователи проверили, кем через 10 лет после окончания вуза работают 7300 выпускников и сколько зарабатывают. Их разделили на несколько категорий: бизнес, образование, общественные науки и т. д. Сами вузы распределили по трем группам: избранные, т. е. элитные и популярные учреждения, середняки и заведения с открытым приемом. Учитывался и ряд других факторов, которые могут влиять на зарплату, вроде семейного дохода, национальности и расы, пола, семейного статуса, оценок в дипломе и т. д.

Результаты поразили исследователей. Средний заработок для специальностей STEM (естествознание, технологии, инженерное дело и математика) не особо зависит от вуза. Инженеры из избранных вузов и самых непопулярных получают практически одинаково. В этих областях для компаний не очень важен факт получения знаний в конкретном вузе. Возможно, потому что существует общепризнанный набор знаний, которыми должен обладать новичок.

Но в других областях разница ощутимее. В бизнес-дисциплинах отучившиеся в избранных вузах зарабатывают в среднем на 12% больше студентов из вузов-середняков и на 18% больше выпускников самых непрестижных институтов. Для общественных наук эта разница составляет 11 и 14% соответственно. Для педагогических специальностей – 6 и 9%. А вот гуманитарии из избранных вузов получают больше на 11% коллег из самых непрестижных институтов, но столько же, сколько выпускники вузов-середняков.

Есть множество объяснений такого диспаритета. Вузы, предлагающие бизнес-образование, ценятся не только за знания, но и за полезные сообщества выпускников и налаженные связи с потенциальными работодателями. В других областях знаний чем престижнее вуз, тем лучше его преподавательский состав, больше образовательных ресурсов и – по меньшей мере в общественных и гуманитарных науках – есть доступ к качественным образовательным программам.

100 лет отработки

Стоимость образования в разных вузах отличается в разы и на порядки. Но разница в зарплате инженера из Университета Пенсильвании и Сельскохозяйственного и политехнического университета Техаса – менее $1000 в год. А разница в стоимости образования – около $167 000. Чтобы окупить затраты, придется работать больше века.

Высшее образование – одна из самых серьезных финансовых инвестиций, которые делает американская семья. Как правило, вузы на своих сайтах предлагают финансовые калькуляторы, позволяющие оценить траты на обучение. А сайты вроде PayScale.com или College Scorecard снабжают информацией о медианном заработке выпускников.

Кроме того, вузы собирают статистику по выпускникам. Желающие могут узнать, например, сколько изучавших гуманитарные науки в Университете Колорадо сейчас работают менеджерами-стажерами или преподавателями по сравнению с Гарвардом. Правда, велики шансы, что в престижном вузе обучение по конкретной профессии рассчитано на больший срок, чем в непрестижном, и затраты на обучение будут выше. Представим себе студента, мечтающего стать инженером или экономистом, и предположим, что элитное образование потребует от него учиться на год больше. В 2015 г. начинающие экономисты могли претендовать на зарплату в $52 100 в год, пишет PayScale.com. Так что к расходам, потраченным на дополнительный год образования, следует прибавить $52 100 неполученной зарплаты. Наверстать упущенную выгоду можно будет лет за десять.

Нет никакой гарантии, что даже поступивший в желанный вуз студент будет изучать именно ту дисциплину, которую выбрал. В ряде вузов на популярные дисциплины набор ограничен, так что придется выдержать дополнительный раунд отбора. Немаловажную роль в нем играют оценки, полученные по обязательным дисциплинам, без изучения которых не допускают до следующих курсов (prerequisite courses).

Важно помнить, что студенты платят за обучение не только деньгами, но и, например, нервами. Многих напряженная учеба и борьба за оценки вгоняют в состояние стресса. В престижном вузе с эрудированными сокурсниками некоторые молодые люди, бывшие в школе первыми учениками, становятся середняками и даже отстающими. С другой стороны, эмоциональная составляющая высшего образования – жизнь без родителей, кампусная обстановка и общение с новыми ровесниками – для ряда студентов куда важнее, чем скрупулезный подсчет будущих выгод.

Перевел Антон Осипов