Статья опубликована в № 4093 от 10.06.2016 под заголовком: Следствие вели шахтеры

Как два PR-директора придумали необычные игры для бизнеса

Сотрудники, играя, расследуют несчастные случаи на шахтах и буровых платформах и пробуют себя в роли владельцев крупных компаний
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Идея разрабатывать симуляционные игры для бизнеса Александру Толкачу, основателю компании СT Influence Games (CTIG), пришла случайно. С 2010 по 2014 г. Толкач служил директором по внешним связям в Донбасской топливно-энергетической компании (ДТЭК) Рината Ахметова. Толкач вспоминает, что одной из главных его задач в ДТЭК было добиться, чтобы население приняло идею повышения энерготарифов. Толкач тогда думал сделать это с помощью игры, в которой потребитель построит свою энергокомпанию и поймет, из чего складываются тарифы.

Реализовать идею в ДТЭК не получилось. В 2014 г. Толкач ушел из ДТЭК и решил заняться разработкой бизнес-игр. Его партнером стал Борис Фирсов, гендиректор «Михайлов и партнеры Украина». Партнеры собрали $100 000 и в начале 2015 г. основали компанию CTIG. Силы пробовали на играх в создание бизнеса, например кафе.

К концу 2015 г. выручка была крошечной – $5000, рассказывает Толкач, пришлось корректировать бизнес-модель. Компания стала развивать корпоративное направление – не только в России, но и в США. «Мы изначально взяли за правило делать игры только по реальным событиям», – говорит Толкач. И первой стала игра для PR-менеджеров «Шантаж на шахте», созданная на основе реальной истории захвата шахты ДТЭК профсоюзными активистами. В игре «Шантаж на шахте» было 25 переменных: репутация акционера, настроения шахтеров, реакция СМИ, репутация профактивиста у населения, репутация компании в регионе и т. п. Сейчас в играх CTIG используется до 150 переменных. В мае 2016 г. CTIG получила выручку в $25 000, а до конца года рассчитывает заработать до $100 000.

Охота на сценариста

Большинство разработчиков игр – люди очень молодые, им бизнес-кейсы непонятны. Нужны были люди, зрелые эмоционально и мировоззренчески, понимающие цели проекта, говорит Толкач. CTIG нашла по одному такому программисту в Германии, Чехии, Польше и Москве. Их ставки колеблются от $17 до $25 в час. Вторая большая сложность – сценаристы. Толкач с Фирсовым решили, что лучше всего подойдут опытные деловые журналисты с хорошим образованием. Главный сценарист – Александр Данковский, бывший шеф-редактор «Форбс Украина». Постоянно работают пятеро; в среднем в Киеве сценаристы получают $1000–1500 в месяц.

Недостаток симуляционных игр – плохая масштабируемость, трудно адаптировать под разные сферы, знает Олег Шпильковский, руководитель направления в Mail.ru Group.

Толкач изначально решил создать платформу-конструктор, чтобы ускорить выпуск игр. Весь 2015 год компания разрабатывала такую платформу, и срок выпуска игр сократился с шести до двух месяцев.

Переполох в посольстве

«Мы поняли, что на раскрутку продуктов для массового рынка уйдут годы», – говорит Толкач. К концу прошлого года $100 000 было «съедено», но в декабре 2015 г. партнеры нашли частного инвестора Сергея Ивашкина, топ-менеджера крупной российской компании, который приобрел 30%-ную долю за $300 000.

Первым клиентом стало МИД Украины. Толкач по ДТЭК был знаком с министром Павлом Климкиным, тот сетовал, что послы старой формации не справляются с быстрыми политическими изменениями. Он попросил Толкача придумать игру, которая заставила бы послов встряхнуться. «Мы сделали игру для обучения кризисному реагированию за сущие копейки летом 2015 г. То была тренировка: как строить интервью с заказчиком, понять его потребности, как сценаристу сделать варианты сценария», – вспоминает Толкач. После «Переполоха в посольстве» пользователи обратили внимание и на «Шантаж на шахте».

За рубеж

Американская компания-конкурент Lucid, разрабатывавшая похожие бизнес-игры в сложных 3D-мирах, брала по $50 000–70 000 за простой проект, говорит Толкач. До конца года Толкач рассчитывает выполнить в Техасе 3–4 заказа. Инвестор CTIG Ивашкин считает, что зарубежные проекты будут стоить в 2 раза дороже российских – $20 000–25 000.

В конце 2015 г. Толкач нашел второго клиента – белорусскую компанию «СТА Логистик» с оборотом 40 млн евро. Компании нужны были изобретательные и настойчивые люди, способные пробраться к директору через заслон секретарей. Евгений Селевич, руководитель департамента по развитию бизнеса «СТА Логистик», рассказывает, что компания внедрила игру 1,5 месяца назад – для тестирования и обучения продавцов. Ежемесячно «СТА Логистик» просматривает 700–800 резюме, проводит 20–30 первичных собеседований и берет на работу 1–2 новых продавцов. За три года обновляется 60% штата. В игру уже сыграло 60 сотрудников отдела продаж. Селевич рассказывает, как в игру предложили сыграть 10 новичкам, после чего компания взяла двух из них. Игра обошлась в 0,8 оклада руководителя, а экономия составила 2,5 оклада, рассказывает Селевич. Проект обошелся в несколько тысяч долларов. С тех пор CTIG подняла цены до $10 000 за игру.

Поймать нарушителя

Перспективным направлением для CTIG стала промышленная безопасность. «Проблема – в поведении людей. В ДТЭК мы постоянно увольняли директоров шахт, если они планы добычи ставили во главу угла в ущерб безопасности», – говорит Толкач. А игра – хороший инструмент для изменения поведения персонала. «Мы придумали придать игре детективный оттенок. Поймать нарушителя всегда намного интереснее. И «следователь» сталкивается с враньем, круговой порукой, сокрытием фактов, как в жизни. Сотрудник быстрее запомнит информацию и почувствует сопричастность к теме», – рассказывает Толкач.

В начале 2016 г. команда Толкача и Фирсова сделала демонстрационную версию игры «Взрыв на нефтепромысле». Толкач показал ее на Петербургском форуме по промышленной безопасности, и к нему обратилось восемь крупных компаний. CTIG ведет переговоры с РЖД, «Сибуром», «Тольяттиазотом», «Полюсом», говорит Толкач. Замдиректора по промбезопасности «Тольяттиазота» Виталий Дмитрук рассказал «Ведомостям», что ему очень нравится игровая идея, но пока проект на предварительной стадии. Пресс-служба компании «Полюс» знает о переговорах CTIG с руководством Рудника им. Матросова (дочернего предприятия «Полюса»), решений о сотрудничестве еще нет. РЖД и «Сибур» факт сотрудничества не подтвердили.

В начале июня украинский «Метинвест» объявил о сотрудничестве с CTIG: заказ дан на игру – расследование несчастных случаев на шахтах. С корпорациями работать очень долго – с момента первых переговоров до старта проекта может пройти полгода, сетует Толкач. Все же он надеется выполнить в 2016 г. 10 заказов. Для окупаемости существующей команды нужно выполнять по три проекта в месяц, а для развития – по пять.

Игра в политика

В конце 2015 г. CTIG получила отклик от нефтегазовых компаний Техаса. «Я сам пробивался, писал, приезжал, встречался, использовал LinkedIn для поисков контактов», – говорит Толкач. Можно продавать сотни проектов, если потратиться на рекламу и инфраструктуру, думает он. CTIG уже зарегистрировала операционную «дочку» в США. Надо создать контентные офисы ближе к заказчикам, набрать и обучить людей, на 300 проектов нужно 80 человек. Ивашкин надеется на трехкратный рост стоимости компании за 2–3 года.

Еще в 2015 г. Толкач с Фирсовым решили для широкой публики делать политико-исторические симуляции, в которых игроки проживали бы жизнь известных деятелей. Так начался проект с Рузвельтом, сразу ориентированный на глобальную аудиторию. Первый продукт получился очень громоздким и скучным, рассказывает Толкач. Пришлось искать новые формы – чтобы игрок сам решал, когда и с кем ему говорить, что прочитать и когда перейти к принятию решений. Компания рекламировала игру «100 дней Рузвельта» в американском сегменте Facebook: «Устали от тупых дебатов? Попробуйте себя в роли умного президента!» Страничка за сутки набрала 6000 просмотров, а в игру включилось несколько десятков игроков.

Другие разработчики игр считают, что корпоративный сектор интересен только мелким компаниям. Можно разработать игры для обучения персонала в Сбербанке или «Газпроме», но это не игровой бизнес, а консалтинг, говорит основатель компании Nival Interactive Сергей Орловский: «Перспективы рынка для конечного пользователя неясны. Мы много лет тратим огромные деньги на выпуск небольших познавательно-развлекательных игрушек для глобального рынка, чтобы понять спрос. Пока ни у кого нет бизнес-модели».

Читать ещё
Preloader more