Статья опубликована в № 4124 от 26.07.2016 под заголовком: Малый бизнес выиграл от слабой конкуренции

Российский малый бизнес только выигрывает от слабой конкуренции

Половина компаний сообщила о росте прибыли благодаря санкциям, по данным опроса Альфа-банка

Летом 2016 г. предприниматели более позитивно оценивают экономическую ситуацию в России и будущее своего бизнеса по сравнению с ноябрем 2015 г. Таковы результаты опроса Альфа-банка, проведенного в июне, в котором приняли участие 2554 предпринимателя, в том числе индивидуальных, с выручкой до 350 млн руб. в год.

В 2016 г. стало больше компаний, у которых выросли прибыль и количество клиентов, отмечают исследователи. 45% предпринимателей уверены, что добьются намеченных результатов. Пополнились ряды компаний, планирующих увеличить обороты и выйти на новые рынки, – сейчас их 46%. Предприниматели адаптируются к новым экономическим условиям – планируют поменять бизнес-модель (25%), сферу деятельности (23%), выйти на другую аудиторию (4%) и увеличить инвестиции (2%), согласно опросу. А закрыть бизнес, если он не выйдет на запланированные результаты, собираются 10%, и только 1% в этой ситуации уйдет на пенсию или уедет из страны.

Чем заняты

В пятерку первостепенных задач небольших компаний вошли привлечение клиентов (55%), наращивание прибыли (50%), развитие новых направлений бизнеса (35%), сокращение издержек (34%), расширение сети сбыта и поиск новых партнеров (по 29%).

Изоляция страны, два этапа девальвации и снижение покупательского спроса подкосили малый бизнес, но за последние полгода он научился приспосабливаться к новым условиям, говорит Дмитрий Несветов, член совета московского отделения «Опоры России». «У предпринимателей из разных отраслей я вижу не рост позитивных настроений, а лишь снижение раздражительности благодаря привыканию к трудным условиям», – уточняет он.

Каждый пятый предприниматель сказал, что считает свой бизнес успешным. В основном речь идет о компаниях, которым более пяти лет, имеющих штат сотрудников более 15 человек и не жалеющих инвестиций на развитие персонала и автоматизацию бизнес-процессов.

В 2016 г. многие компании отметили положительное влияние санкций на бизнес. 55% респондентов сообщили о росте прибыли. 14% радуются, что у них появилась возможность экспортировать свои товары. 12% сказали, что санкции заставили их мобилизоваться и больше работать. А 8% на фоне снизившейся конкуренции (благодаря, например, продовольственному эмбарго) подняли цены.

Снижение конкуренции – нездоровый драйвер развития, замечает Несветов. По его словам, цены повысили гораздо больше тех 8% предприятий малого и среднего бизнеса, которых опросил Альфа-банк. Главное препятствие развитию малого бизнеса – отсутствие инвестиций и невозможность планировать дальше чем на два-три месяца вперед, отмечает Несветов. По словам руководителя блока массового бизнеса Альфа-банка Дениса Осина, компании с жизнеспособными бизнес-моделями, которые успели скорректировать их в кризис, чувствуют себя хорошо, а остальные уже вымерли. Компании-оптимисты надеются нарастить выручку исключительно за счет перемен внутри компании, в то время как пессимисты винят во всем внешние факторы – экономическую ситуацию и политику государства в отношении малого бизнеса, говорится в исследовании Альфа-банка.