Кому нужна социальная сеть Роструда

Сможет ли SkillsNet заменить LinkedIn в России
Варвара Гранкова

Чиновники ведомства, занимающегося контролем и надзором в сфере труда и занятости, занялись непривычным делом – развитием соцсети. Как сообщил руководитель Роструда Всеволод Вуколов, ведомство запустило социальную сеть SkillsNet на базе портала «Работа в России». По данным сайта госзакупок, в конце декабря 2017 г. Роструд объявил конкурс на услуги развития и сопровождения информационных систем Роструда, поддерживающих занятость населения, включая портал «Работа в России». Контракт на 145,3 млн руб. был заключен с «дочкой» IBS – ООО «Бюджетные и финансовые технологии». По словам Вуколова, затраты на саму соцсеть составили 14,5 млн руб.

Пользователи SkillsNet смогут создавать профили, посты и обмениваться сообщениями с коллегами и работодателями. Регистрироваться надо будет через учетную запись на портале «Госуслуги» (сейчас – просто на самом сайте SkillsNet). По функциям SkillsNet напоминает LinkedIn, но, по словам Вуколова, государство несет ответственность за опубликованную в SkillsNet информацию – и этим российская сеть отличается от американской. «Ведомости» выяснили, возможно ли сейчас в России с нуля создать социальную сеть а-ля LinkedIn, особенно при участии государства.

Быстрота перевода

После блокировки LinkedIn в России действует несколько деловых социальных сетей, самые известные – Professionali.ru и Business Family. По данным исполнительного директора Professionali.ru Марии Лемешкиной, сеть рассчитана на российских менеджеров и офисных работников. В ней зарегистрировано более 6,7 млн пользователей. Business Family, по словам ее основателя Алексея Жаркова, делает ставку не столько на онлайн-общение, сколько на очные встречи, часть из них платные. Жарков рассказал, что в соцсети зарегистрировано более 500 000 человек, но главный показатель для компании – физическая посещаемость мероприятий, организуемых Business Family, в год на них приходит около 30 000 человек. По оценкам Жаркова, на разработку, поддержку и развитие соцсети деловых контактов уходит 1,5–2 млн руб. в месяц, а на раскрутку понадобится до двух лет.

На самом деле сеть создается не с нуля. На портале «Работа в России» находится 1,3 млн вакансий от служб занятости и работодателей, а также почти 600 000 резюме, и база зарегистрированных пользователей перенесена в SkillsNet, сообщил Вуколов. Пользователи портала автоматически получают профили в SkillsNet, им нужно лишь заполнить дополнительные поля. По данным Роструда, в первый день запуска в сети зарегистрировалось 7400 человек. Прогнозов численности пользователей Роструд не дал.

Представитель «Почты России» рассказал, что предприятие обращается в службы занятости (а через них использует и портал «Работа в России») для найма специалистов и массового подбора линейного персонала. Сейчас «Почта России» знакомится со SkillsNet, сообщил он. Представитель Объединенной судостроительной корпорации рассказал, что компания пользуется «Работой в России», собирается пользоваться и сетью SkillsNet.

Поставить двойку

Ускорить набор аудитории SkillsNet призваны функции, которые отсутствуют в других сетях, например функция рейтингования работодателей сотрудниками. Гендиректор компании Mr. Hunt Арамис Каримов отмечает, что ее нет в LinkedIn – она есть только в американской сети GlassDoor. Обязательное условие – правильная модерация, в противном случае рейтинг может превратиться в инструмент манипуляции и мести обиженных сотрудников, считает Наталья Курантова, директор по работе с ключевыми клиентами Kelly Services. Замгендиректора кадрового холдинга «Анкор» Татьяна Баскина напоминает, что среди авторов негативных интернет-отзывов о работодателях немало тех, кто ангажирован недобросовестными конкурентами-работодателями.

Представитель Роструда уверяет, что выкладывать отзывы о работодателях и выставлять оценки смогут только те сотрудники, которые действительно работали в этих компаниях, но не ответил на вопрос, как именно Роструд будет это проверять.

Нина Осовицкая, эксперт HeadHunter, рассказывает, что рейтинги работодателей строятся на информации от сотрудников компании и от тех, кто хочет в нее устроиться. И манипуляции возможны в обоих случаях. Например, руководитель может убеждать сотрудников поставить хорошие оценки, а оценки от кандидатов улучшаются с помощью ботов. Осовицкая рассказывает, что при опросах соискателей приходится отсеивать до 50% результатов.

Не та аудитория

Сети деловых контактов – основной канал поиска людей на позиции топового уровня либо узких специалистов, считают рекрутеры и работодатели. Как сообщил представитель «Вымпелкома», большое число вакансий на топовые должности «Вымпелкома» закрывается с помощью профессиональных социальных сетей и рекомендаций.

Однако у «Работы в России», базы которой стали основой для формирования SkillsNet, другая аудитория. По данным сайта «Работы в России», около трети опубликованных резюме – от студентов и кандидатов, не имеющих опыта работы. Почти 5% резюме – от претендентов на работу, не требующую квалификации.

Опрошенные «Ведомостями» рекрутеры сообщили, что не пользуются этим порталом, потому что он в основном рассчитан на рабочие специальности и госслужащих. Портал помогает заполнить вакансии, не очень популярные у соискателей, например в сфере ЖКХ, или решить проблемы работодателей с ограниченным бюджетом по подбору персонала, говорит Баскина.

Управляющий партнер Odgers Berndtson Роман Тышковский говорит, что кандидаты – белые воротнички не интересуются «Работой в России», так как там крайне мало эксклюзивных вакансий. У квалифицированных работников нет оснований пользоваться порталом, а следовательно, и привязанной к нему социальной сетью.

Неостывший след

Президент Superjob Алексей Захаров говорит, что задача государства – создавать условия, чтобы подобные SkillsNet сервисы появлялись на рынке и конкурировали между собой, а не самому заниматься разработкой проектов на деньги налогоплательщиков. Основатель агентства Data Insight Федор Вирин считает, что социальная сеть должна быть не государственным, а коммерческим частным проектом – только тогда она сможет развиваться.

На момент блокировки LinkedIn в ноябре 2016 г. в сети насчитывалось 2,5 млн пользователей из России. Но многие российские белые воротнички продолжают посещать LinkedIn и после запрещения – через анонимайзеры, например, говорит Тышковский.

По исследованию Hays Salary Guide, проведенному в конце прошлого года, 9% респондентов в России ищут работу через профессиональные сети деловых контактов, несмотря на то что LinkedIn официально заблокирован. Лидируют порталы поиска работы и агрегаторы (63% респондентов), по данным Hays. Каримов предполагает, что, если LinkedIn когда-либо разблокируют, SkillsNet станет мало кому нужен.

Загнать студента

Вуколов заявил, что SkillsNet в первую очередь ориентирована на молодежь до 25 лет. Предполагаемый костяк пользователей – студенты. «Ведомости» поинтересовались мнением вузов, будут ли они склонять студентов регистрироваться в SkillsNet. Доцент ВШЭ – Санкт-Петербург Елена Кудрявцева рассказала, что соцсеть SkillsNet может быть полезна студентам, потому что в ней публикуются стажировки. Однако, по мнению Кудрявцевой, в сети сначала должен появиться сервис, который позволит согласовывать даты стажировок с учебными планами вузов. Сейчас, говорит она, работодатели часто предлагают стажировки, которые не совпадают с датами учебной практики. Кудрявцева полагает, что, если пользователи сети получат доступ исключительно к вакансиям на низовые позиции, которые публикуют службы занятости, амбициозным студентам не будет смысла регистрироваться в SkillsNet. А директор по развитию МФТИ Виталий Баган рассказал, что в основном выпускники МФТИ трудоустраиваются к работодателям, с которыми сотрудничает вуз и которые прикрепляются к базовым профильным кафедрам, а не ищут работу через соцсети. Он сказал, что вуз проинформирует студентов о новой социальной сети, но не будет заставлять регистрироваться в ней.