Статья опубликована в № 4784 от 29.03.2019 под заголовком: Персональная сказка

Как инженер стал сочинять именные детские сказки

Оказалось, на сказках можно прекрасно заработать

Многие детские сказки – страшные и даже кровожадные, говорит 30-летний Алексей Готовцев. В «Красной Шапочке» волк съел бабушку, в «Колобке» лиса проглотила главного героя, а в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» Александра Пушкина мачеха выгнала падчерицу в лес, а затем угостила ее отравленным яблоком. Готовцев, по образованию инженер, мечтал создавать добрые сказки. В 2016 г. он основал компанию «Букерсон», которая издает именные сказки для детей под заказ – в них главными героями становятся конкретный ребенок и его родители. Готовцев заплатил копирайтеру, который написал несколько сказок с несложным сюжетом. Например, мама дарит сыну волшебные краски, с их помощью он тушит пожары и рисует бездомному коту хозяина, тот оживает. В другой сказке девочка знакомится с дождиком, веселит его и на небе появляется радуга. Иллюстрации для сказок нарисовала знакомая художница. Пользователи выбирают понравившиеся сказки на сайте, заполняют анкету, указывая имя, пол и возраст ребенка, имена родителей, бабушек и дедушек – затем имена вставляют в шаблонный текст. На обложку книги можно поместить фотографию ребенка, а на последних страницах – семейные фото. Родители также могут добавить поздравления и напутствия ребенку. Стоимость одного экземпляра – 2000–4500 руб. На запуск проекта Готовцев потратил около 100 000 руб. – на гонорар иллюстратору и автору, а также на печать пробных экземпляров в типографии. Идея понравилась. В 2016 г. «Букерсон» выпустил именных книг примерно на 2 млн руб., а в 2018 г. – вдвое больше, на 4 млн руб., чистая прибыль составила более 50%, говорит Готовцев. Сейчас у «Букерсона» 20 коротких сказок на разные темы.

Три миллиона книжек

37-летняя Оксана Козырева из Владивостока была озабочена тем, что ее 10-летний сын Марат редко берет в руки книги и много времени проводит за компьютером. Козырева увидела в Instagram рекламу «Букерсона» и заказала сказку для мальчика. Книга так и называлась – «Сказки про Марата», Марат был главным героем всех сюжетов, в них также участвовали родители и лучший друг мальчика. Например, в одном из сюжетов Марат заснул за компьютером и попал в приключенческую онлайн-игру. Козырева рассказывает, что сын внимательно прочитал книгу и даже несколько раз к ней возвращался. Но сказки не решили главной проблемы – Марат все равно продолжает много времени сидеть в интернете, признается Козырева.

Персональные истории увлекательнее обычных сказок, утверждает Готовцев. Ребенок слышит свое имя, узнает в героях родственников, видит семейные фотографии, внимательно слушает и часто просит перечитать, объясняет он. Родители покупают книги «Букерсона» с самыми разными целями – чтобы приучить ребенка к чтению, показать, что надо слушаться родителей, что не следует жадничать или бояться темноты. Именные книги могут помочь взрослым начать сложный разговор с малышом или узнать о его внутренних переживаниях, считает детский психолог Маргарита Табунова.

За границей проекты издания именных книг имеют многомиллионную аудиторию. Например, основанный в 2012 г. британский стартап Wonderbly (прежде назывался Lost My Name) привлек $22 млн инвестиций, в стартап вложились Google Ventures, Greycroft, Project A Ventures и проч. За 7 лет компания Wonderbly выпустила более 2,7 млн именных книг на 12 языках.

В России же книги, где главным героем становится конкретный ребенок, появились несколько лет назад, говорит основатель компании – производителя персональных детских книг и подарков Fairybooks Виктор Куклиновский. По его оценкам, сейчас в России восемь компаний издают такие книги под заказ. Некоторые просто переводят истории Wonderbly, говорит Готовцев. Среди авторов – клиентов издательского сервиса Ridero тоже есть сочинители сказок и повестей, в которых фигурируют члены семьи, говорит директор по маркетингу компании Полина Бынова.

Свежие темы

Традиционные издательства тоже почувствовали спрос на тематические сказки с воспитательным эффектом. Каждый год российские издательства выпускают около 100 млн книг для детей и подростков, по данным Роспечати. Самые тиражные детские авторы – Корней Чуковский, Ирина Гурина, Александр Пушкин, Эдуард Успенский и Агния Барто. Состав не меняется десятилетиями, а родители хотят новинок, считает Куклиновский. У взрослых появился новый запрос – на книги, которые помогут наладить общение с ребенком, отмечает он. Последние годы в России растет популярность тематических сказок о возрастных проблемах детей, подтверждает гендиректор издательства «Росмэн» Борис Кузнецов. По его словам, в России около 700 детских издательств, полтора десятка из них выпускают книги для социальной адаптации детей – сюжеты книг описывают какие-либо детские переживания. Например, у «Росмэна» недавно вышла серия рассказов о мышонке Тиме: в одной книге он не хочет идти в детский сад, в другой отказывается есть, а в третьей – вовремя ложиться спать. У детского издательства Clever несколько подобных серий – например, о котенке Шмяке, девочке Тосе-Босе и проч.

Приключения для школьников

Печать именных книг – несложный и прибыльный бизнес, который не требует больших инвестиций. Готовцев когда-то сам верстал книги, а супруга помогала принимать заказы пользователей на сайте. Стоимость печати одной книги в типографии – около 1500 руб., а в рознице она стоит в 2–3 раза дороже, поясняет он.

471,5 млн книг

выпустили российские издательства в 2017 г., что на 5,6% больше, чем годом ранее, по данным Российской книжной палаты

Готовцев рекламировал книги в Instagram. Он находил в соцсети мам, которые вели блоги о воспитании детей, и просил рассказывать о «Букерсоне». Блогер с несколькими десятками тысяч подписчиков просила за пост от 1500 до 5000 руб., после публикации «Букерсон» получал сразу 15–20 заказов, утверждает предприниматель. Вскоре мамы стали писать положительные отзывы о книгах на родительских форумах. В 2016 г. «Букерсон» продал книг на 2,2 млн руб., чтобы расти – нужно было расширять ассортимент. Чаще всего именные книги «Букерсона» покупали для детей от 3 до 5 лет, для ребят постарше сказки уже казались скучными и наивными, нужно было придумывать новые истории.

В 2017 г. Готовцев на работном сайте для фрилансеров нашел нескольких авторов, которые сочинили для «Букерсона» 12 историй для детей младшего школьного возраста – приключения на дне океана, сказки про принцессу и рыцаря и проч. Темы сказок придумывал Готовцев с супругой, за каждую историю авторам платили по 5000 руб. Затем предприниматель нашел художников, которые проиллюстрировали книги. Серия картинок для одной книги обходилась «Букерсону» в 50 000 руб. Тем не менее надежды, что новые сказки для детей постарше дадут приток клиентов, не оправдались: в 2017 г. выручка составила 3 млн руб. Готовцеву нужны были новые идеи.

Книжка каждый месяц

В 2018 г. Готовцев отправил заявки в программы акселерации стартапов пяти фондов. Компанию заметил Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ). Готовцев прошел отбор в акселератор фонда и получил от ФРИИ 2,5 млн руб. в обмен на 7% компании. Деньги пошли на обновление сайта, маркетинг, а также оплату обучения в акселераторе, рассказывает Готовцев. «Букерсон» выбрал интересную и перспективную нишу для бизнеса – в развивающихся странах растет популярность именных детских книг, считает инвестиционный менеджер ФРИИ Никита Юрьев. Российские родители готовы тратить деньги на детей, а на рынке мало интересных развивающих проектов, продолжает он. Фонд посоветовал компании улучшить клиентский сервис и наладить сбыт. Готовцеву пришлось нанять менеджера по продажам, который общается с пользователями в мессенджерах. Компания также стала предварительно высылать клиенту сокращенную версию сказки. Продажи удалось увеличить – выручка «Букерсона» в 2018 г. составила около 4 млн руб., говорит Готовцев.

Сложнее всего побудить родителя купить именную книжку во второй раз, считает Бынова из Ridero. И ФРИИ посоветовал «Букерсону» продавать сказки по подписке, чтобы клиент каждый месяц получал историю на новую тему. За все детство ребенок сталкивается со 120 психологическими проблемами, чем он старше, тем больше страхов и переживаний, объясняет Готовцев. Однако «Букерсону» придется написать еще около 200 сказок, чтобы запустить продажи по подписке, – на это потребуются деньги и время, продолжает он.

Крупные издательства не считают «Букерсон» конкурентом. Именные книги никогда не заменят русские народные сказки или произведения известных авторов, говорит Кузнецов из «Росмэна». По его мнению, персональные сказки – очень узкая ниша сувенирного рынка и не имеет ничего общего с качественной литературой. Персональные книги вряд ли навредят ребенку, однако их полезность не доказана, утверждает Кузнецов. Управляющий партнер United Investors Александр Горный отмечает, что рынок именных книг мизерный. Даже гораздо более крупный Wonderbly, основная аудитория которого находится в США, зарабатывает мало по мировым меркам. А российский рынок в 30 раз меньше американского, добавляет Горный.-

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more