Как подруги из Хабаровска торговали книгами в коробках

И открыли книжный магазин с выручкой 1 млн рублей в месяц
Анастасия Трендберг и Светлана Костылева (слева направо) начали книжный бизнес с литературного блога/ Личный архив

28-летние подруги из Хабаровска Анастасия Трендберг и Светлана Костылева придумали, как заинтересовать людей покупкой бумажных книг, в то время как растет популярность книг электронных. Летом 2016 г. они запустили сервис доставки по подписке ReadmeBox. Идея заключалась в том, что пользователь заказывает подборку по определенной теме, но не знает, какие именно книги ему достанутся. Раз в месяц ему приходит «черный ящик». В это время как раз вошли в моду подобные сервисы доставки одежды и косметики, вспоминают подруги. Девушки заказали книги в интернет-магазине, разложили их в 30 коробок и выставили на продажу в Instagram. За несколько часов все раскупили, вспоминает Костылева. Подруги ввели подписку на три месяца, полгода или год. Коробка с двумя книгами стоит 1500 руб., а с тремя книгами – 1800 руб. Каждый месяц девушки по «Почте России» отправляли по 100–150 коробок в регионы России и за рубеж.

Использовав этот опыт, Костылева и Трендберг открыли в Хабаровске книжный офлайновый магазин «Ремарк’а» в декабре 2017 г. Светлана, Анастасия и ее супруг – фотограф Виктор Трендберг зарегистрировали ООО «Ремарка букс». В запуск вложили 1,3 млн руб. – большую часть суммы Костылевой дали члены семьи, которые незадолго до этого продали недвижимость. Подруги долго искали удачное место для магазина, учились работать с издательствами и правильно подбирать ассортимент. В 2018 г. выручка лавки «Ремарк’а» составила 12 млн руб., а чистая прибыль – 2,5 млн, по данным Костылевой. Ежемесячная выручка в 1 млн руб. для небольшого магазина в 30 кв. м в регионе – отличный результат, говорит Александр Альперович, гендиректор издательства Clever (имеет монобрендовую сеть из 12 книжных магазинов небольшого формата в регионах).

Блог и клуб

Костылева и Трендберг начинали с литературного блога. Еще в 2015 г. они поставили цель читать по 52 книги в год. И каждую неделю писали в Instagram короткие рецензии о прочитанном. Костылева работала юристом в небольшой аудиторской компании, Трендберг – бизнес-тренером отдела продаж в компании – дистрибуторе бытовой химии. Девушкам наскучила офисная работа, художественная литература была отдушиной. У литературного блога появились подписчики, и осенью 2015 г. подруги открыли книжный клуб. Через знакомых нашли небольшое помещение, завели отдельную страницу в Instagram. Встречи были бесплатными, проходили один раз в месяц. В мае 2016 г. у страницы книжного клуба в Instagram было больше 2000 подписчиков, девушки подумали, что можно монетизировать эту аудиторию. Так и возникла идея ReadmeBox.

Агата Кристи с медом

Костылева и Трендберг называют ReadmeBox книжной рулеткой. Преимущество сервиса – эффект неожиданности, ведь пользователь не знает, какие книги получит. Девушки старались выбирать не самые очевидные произведения. В коробки на тему мудрости они вложили «С неба упали три яблока» Наринэ Абгарян и «Смерть на Ниле» Агаты Кристи. А в подборку об Италии – «Моя гениальная подруга» Элены Ферранте и «Одиссея Тонино» Тонино Гуэрры. По словам Костылевой, только два клиента пожаловались, что получили книги, которые уже читали прежде.

Кроме книг девушки кладут в коробки сувениры – ручки, магниты, леденцы, банки варенья и меда. А в новогодние коробки Костылева и Трендберг вложили имбирное печенье. Для 150 книжных коробок нужно было испечь 450 штук печенья. Девушки обзвонили пекарни, но они были перегружены. Костылевой пришлось самой встать к плите. «Я два дня пекла печенье от заката и до рассвета», – рассказывает Костылева.

В 2017 г. начался спад. Летом у девушек заказывали лишь по 30–50 коробок в месяц, признается Трендберг. Идея коробок-загадок необычна и вызывает интерес у покупателей, но лишь краткосрочный, говорит Станислав Гайворонский, основатель магазина «Ходасевич» в Москве. К тому же у ReadmeBox появились конкуренты. Костылева и Трендберг решили уволиться с работы и открыть собственный книжный магазин.

Пара покупателей

Расположение магазина в оживленном месте – уже половина успеха, говорит Костылева. Но два года назад девушки об этом не знали. Осенью 2017 г. они арендовали помещение в 60 кв. м в историческом доме в центре Хабаровска, в стороне от людных улиц, рядом не было парковки. Костылева и супруги Трендберг за месяц сделали ремонт – покрасили стены, постелили ламинат и сколотили стеллажи.

5000

книг в 1700 коробках доставил клиентам сервис ReadmeBox за три года, по данным Светланы Костылевой

Подбором книг занялась Анастасия. Она разослала письма в крупнейшие издательства с просьбой выслать список книг и их стоимость для оптовых покупателей. «Эксмо» прислало список из 40 000 наименований, я изучала их неделю», – вспоминает Трендберг. Анастасия решила, что в магазине обязательно должна стоять русская и зарубежная классика, а большую часть ассортимента должна составлять художественная литература современных зарубежных авторов. Костылева и Трендберг заказали 2000 экземпляров примерно на 800 000 руб. Партии ехали из Москвы в Хабаровск две недели.

Перед открытием Костылева и Трендберг сутки напролет проводили в магазине. «До 5 ч утра вручную вбивали информацию о книгах в программу 1С, клеили ценники», – вспоминает Костылева. Лавку открыли 2 декабря 2017 г. На открытие пришли около 100 человек – друзья и члены литературного клуба – и купили книг на 50 000 руб., говорит Костылева.

Вообще декабрь оказался удачным – горожане ходили за новогодними покупками. Но в 2018 г. поток стал уменьшаться. Бывали дни, когда в магазин заходили всего несколько человек, выручка была мизерной, вспоминает Костылева. У владелиц была зарплата в 12 500 руб. в месяц, остальные деньги шли на покупку книг. Весной 2018 г. Костылева и Трендберг поняли, что нужно искать новое место под лавку или закрываться.

Книги, бюстгальтеры и галстуки

В середине июня 2018 г. освободился павильон в 30 кв. м за 70 000 руб. на третьем этаже в торговом центре «Магазины радости». В нем был кинотеатр, фудкорт и магазины известных брендов одежды – народу всегда было много, вспоминает Костылева. Пришлось привыкать к новым соседям: с одной стороны располагался магазин корейской одежды, с другой – мужская одежда, напротив – японское нижнее белье. Зато выручка стала расти. В июне 2018 г. она составила 650 000 руб., а в июле 2018 г. – уже 1 млн руб., говорит Костылева. Подруги наняли четырех студенток продавцами-консультантами. Костылева и Трендберг предпочитают называть их «книжными феями».

После переезда владелицы магазина начали расширять ассортимент и более системно выбирать книги. Трендберг поняла, что не всегда верно угадывает вкусы хабаровчан. Зимой 2017 г. она заказала пять книг психолога Михаила Лабковского «Хочу и буду», их моментально раскупили, она поняла, что надо заказывать на порядок больше. Литературу владелицы закупают разную – и развлекательную, и интеллектуальную. «Ремарк’а» одной из первых привезла в город книги издательств «Фантом пресс» и «Синдбад», по словам Костылевой. Сейчас компания заказывает книги в 11 издательствах и продает по 2500 экземпляров в месяц. Ассортимент «Ремарк’и» мало отличается от сетевых магазинов – популярные и раскрученные книги, говорит соосновательница магазина «Все свободны» Любовь Беляцкая. В «Ремарк’е», например, не представлены многие издательства, специализирующиеся на серьезной прозе (такие, как Ad Marginem, НЛО, «Самокат», «Арка» и проч.). Костылева объясняет: большинство покупателей – молодые девушки, магазин подстраивается под них.

Вторая точка

В России около 1000 книжных магазинов, сообщала Ассоциация книгораспространителей независимых государств в 2018 г. В Хабаровске, по данным сервиса 2ГИС, 67 книжных магазинов. Из них 32 торговые точки принадлежат региональной сети «Мирс», сообщается на сайте компании. В 2018 г. сеть «Читай-город» открыла в Хабаровске первый магазин, говорит гендиректор сети Михаил Иванцов. Город перспективный и «Читай-город» планирует открывать в Хабаровске новые торговые точки, по словам Иванцова.

Мелким магазинам не по силам конкурировать с сетями, но и у них есть достоинства – владельцы небольших лавок хорошо знают вкусы покупателей, могут лично общаться чуть ли не с каждым посетителем, считает Альперович. Беляцкая отмечает, что у основательниц «Ремарк’и» продуманный и содержательный блог в Instagram, что также стимулирует продажи. У страницы Remarka.books в Instagram 20 000 подписчиков.

Осенью 2019 г. Костылева и Трендберг планируют открыть второй магазин – в 112 кв. м – в новом торговом центре в Хабаровске. Там будет больше детской литературы, говорит Костылева. Альперович предупреждает: как только магазин начнет расширяться, вырастут затраты на аренду, придется нанимать новый персонал и управлять магазином будет труднее. Костылева и Трендберг надеются на большой поток покупателей – в новом торговом центре откроются магазины одежды известных марок и первый в городе кинотеатр IMAX.